Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Почему тренеры зачастую переходят границы разумной жёсткости?

Что делать родителям, если в семье растёт маленький непоседа, для которого спокойно посидеть хотя бы пять минут что-то невероятное? Многие мамы и папы из этой ситуации выходят очень просто: отдают своё чадо в спортивную секцию. И определённая логика в этом, бесспорно, есть. На тренировках дитятко выплеснет свою неуёмную энергию, а дома с ним сладить будет уже гораздо проще. Вот только зачастую родители упускают из вида то обстоятельство, что спортивная секция — не игровая комната в развлекательном центре. Поэтому случаи, когда отношения между тренером и его воспитанником оборачиваются скандалом (а то и судебными разбирательствами), не такие уж и редкие.

ОБВИНЯЕТСЯ ТРЕНЕР
Последняя громкая история, ставшая известной на всю страну, завершилась весной минувшего года, когда суд Вологды поставил точку в деле тренера по баскетболу одной из местных спортшкол Романа Нохрина. Наставник обвинялся сразу по трём статьям Уголовного Кодекса: ст. 116 («Побои»), ст. 117 («Истязания») и ст. 156 («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»).

По версии следствия, обвиняемый пренебрежительно, жестоко и грубо обращался с малолетними воспитанниками, применял негуманные и жестокие методы воспитания с использованием физического и психического насилия.

Однако в ходе судебного заседания было установлено, что совершённые подсудимым действия охватываются одним составом преступления по статье 156 УК РФ, которое относится к категории небольшой тяжести. Вологодским городским судом вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Р. Нохрина.

МЕСТНЫЙ ОПЫТ
Вологодская история, с одной стороны, что называется, из ряда вон, а с другой — не такая уж и уникальная. Аналогичные случаи были в Санкт-Петербурге, Волгограде, Перми. В конфликты оказывались вовлечены тренеры по художественной гимнастике и хоккею, водным видам спорта и футболу.

Шую в этом ряду можно считать приятным исключением. Во всяком случае, если какие-то конфликты между тренерами и их воспитанниками и случались, до судебных разбирательств дело, слава Богу, не доходило.

Коркина 2- Любой вид спорта — это в той или иной степени азарт, - комментирует директор Шуйской детской (юношеской) спортивной школы Елена Коркина. - Во время тренировки или поединка, особенно важного, тренер весь находится в пылу борьбы. Бывает, что эмоции захлёстывают. Он и резкое слово может сказать, и как-то погрубее одёрнуть. Но не для того, чтобы унизить ребёнка, а для того, чтобы его встряхнуть, эмоционально завести, заставить его выполнить то, что, по мнению педагога, необходимо в этот конкретный момент. Потом, после поединка, в раздевалке тренер обязательно извинится за свои резкие слова или действия, но эта сторона от абсолютного большинства скрыта. И это самое абсолютное большинство видит всего лишь незначительный процент взаимоотношений наставника и ученика…

Да, все тренеры разные: у кого-то более жесткая манера преподавания, у кого-то — наоборот. Если в работе тренера что-то не нравится или настораживает, то, как правило, это становится заметно в течение первого же месяца. На взгляд Елены Анатольевны, в этом нет никакой проблемы. Самый простой вариант — перейти к другому наставнику. В практике шуйской ДЮСШ были ситуации, когда воспитанницы отделения художественной гимнастики уходили от одного тренера к другому.

- Мы тогда поговорили с родителями юных спортсменок, попытались выяснить причины этого, - говорит Елена Коркина. - Оказалось, что смена тренера с личностью самого педагога абсолютно никак не связана.

Одной из главных причин конфликтов между тренером и воспитанником является отсутствие мотивации, заинтересованности у юного спортсмена. Если ребёнок пришел в секцию работать (ведь тренировка — это, прежде всего, работа, постоянная и тяжелая), то тогда и проблем возникнуть не должно.

- Другое дело, когда ему просто по физическим или антропометрическим показателям не дано выполнить то, что от него требуется, - уточняет Елена Анатольевна. - Тогда конфликт возможен, но уже немного другого свойства. Впрочем, и здесь есть выход: перейти в другой вид спорта. У нас девочки из волейбола уходили в легкую атлетику и, кстати говоря, добивались там хороших результатов. Если же менять вид спорта не хочется, то можно заниматься просто для собственного удовольствия, не ставя при этом задач добиться серьёзных спортивных результатов. С этим мы также сталкивались.

Одна из главных причин отсутствия мотивации — родительские амбиции, желание, чтобы их чадо добилось результатов в том виде спорта, которым они сами когда-то занимались. Однако далеко не все дети хотят идти в тот вид, который им фактически навязывают родители. И вот такая ситуация может стать причиной конфликта. Хорошо, если родители смогут одолеть свои амбиции и не сломать ребёнка психологически. Впрочем, сделать это удаётся далеко не всегда…

- На мой взгляд, здесь проблема намного глубже, - говорит директор спортшколы. - Ведь тренер проводит со своими воспитанниками очень много времени. Это и тренировки, и сборы, и долгие выезды на соревнования… В какой-то момент он становится уже как второй отец или мать. Это от случайного человека мы не можем требовать многого, а со своих, как правило, спрос выше. И вот тут главное — не передавить, не допустить озлобленности. Эта грань очень тонкая. Чтобы её не перейти, на мой взгляд, нужно только побольше внимания к человеку и умение вовремя попросить прощения, если во время поединка ты, поддавшись эмоциям, азарту, сказал что-то резкое. Дети все поймут и простят…

 

Комментарий специалиста

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта Шуйского филиала ИвГУ Михаил Правдов:

Idr6Fr9xi I- Это проблема не столько педагогическая, сколько психологическая. Сейчас время такое, когда традиции взаимоотношений резко меняются. Мы проходим этот путь, теряя ценности, которые для нашего общества заменяются какими-то эквивалентами. Ценность гуманная зачастую становится ценностью денежной…

Раньше авторитет учителя, педагога, тренера был незыблемым. Если учитель сказал, значит, так оно и есть. Сегодня, к сожалению, преподаватель в этом смысле не защищён. Многие родители приводят своего ребёнка в спортивные секции не столько для того, чтобы тот чему-то научился в плане физической культуры, сколько для того, чтобы тренер снял его активное, агрессивное поведение. Тот в силу различных обстоятельств не может выполнять то, что от него требует наставник. Ведь ребёнку скорее всего даже не объяснили, куда он пришёл и для чего. Рано или поздно, но терпение у тренера заканчивается, он пытается угомонить непоседу, в том числе и методом физического воздействия. Обиженное чадо жалуется родителям, те в свою очередь обращаются в суд, в результате чего и возникает описанная выше ситуация с судебным разбирательством.

Да, выходя на определённый уровень мастерства, тренер, стимулируя своих подопечных, может и голос повысить, и дернуть за руку, и потрепать. Но так, чтобы ребёнок понял, что его не бьют, а побуждают к выполнению конкретного действия, нужного здесь и сейчас. И в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Ведь контакт может быть как вербальный (словесный), так и тактильный. В конце концов, в детском возрасте ребёнок мыслит именно тактильно: ему согнули ногу или руку под нужным углом, показали, как правильно выполнять то или иное действие — он запомнил. Работать только словесно тренер не может.

Ещё одна причина, когда тренер может перейти границы дозволенного, кроется в так называемом эмоциональном или профессиональном выгорании. За много лет работы в спортивной школе у преподавателя начинает перегорать некий внутренний предохранитель, который хранил его взаимоотношения с детьми. И вот тут тренер должен уже сам оценивать своё психоэмоциональное состояние. Если чувствуешь, что терпению приходит конец, — надо немедленно уходить с работы. Иначе быть неприятностям.

Бить ребёнка нельзя ни при каких условиях. Если учитель занимается рукоприкладством, то он просто педагогически безграмотен. Чтобы избежать подобных ситуаций, тренер должен воспринимать ребёнка как личность, изучить его, его физическое состояние, взаимоотношения в семье и, уже отталкиваясь от этого, строить свою работу с ним. Да, это тяжелейший труд, но каждый, кто идёт в профессию педагога, тренера, должен быть к этому готов. Он должен быть готов к тому, что ему придётся работать в «горячем цехе». Иначе в этой профессии ему делать просто нечего.

Роман ПЕРИЛОВ.