Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

В последнее время образование, в частности, в сельской школе, нередко становится темой жарких дебатов и обывательских рассуждений. Вопросы разные. В каких условиях учатся наши дети? Какие инновационные процессы происходят сегодня в школах? Как обеспечивается качество образования?... А действительно, какая она, сельская школа 21 века?

Об этом мы говорим с начальником Управления образования администрации Шуйского района Е.А.Луковкиной.
- Елена Алексеевна, школ в районе стало меньше, но изменились они кардинально.
- Да, современная сельская школа – это не синоним понятию «провинциальная глубинка». Сегодня сельская школа ни в чем не уступает городской. И это благодаря национальным проектам в системе образования, которые действуют уже несколько лет. Вначале это была своего рода эпоха компьютеризации, когда в школах появились компьютеры, интернет, когда шли поступления интерактивных комплексов в начальную школу.
Выделенные средства были направлены на приобретение учебно-лабораторного, спортивного, технологического оборудования. Были приобретены и школьные автобусы, без них нам – никуда. Ну, а затем - реализация проекта «Детский спорт».
- И вы занялись школьными спортзалами с традиционными лавочками у стен, волейбольной сеткой, канатом …
- Так было раньше. Сегодня ремонт спортивных залов проводится в соответствии с современными требованиями. Это и безопасные мягкие стеновые панели, пол со специальным спортивным покрытием, освещение. Каждый спортивный зал имеет раздевалки, туалеты, душевые.
Полностью были заменены системы отопления, канализации, водоснабжения. Сейчас проект полностью реализован в пяти сельских школах из восьми. В четырёх школах (Перемиловской, Васильевской, Китовской, Пустошенской) произведён капитальный ремонт, в Милюковской школе, следуя всем современным требованиям, одно из помещений перепрофилировали под спортивный зал.
Первого сентября распахнет двери новый спортзал в Черн­цкой школе.
- Елена Алексеевна, Вы забыли назвать Колобовскую школу.
- К сожалению, она не может войти в этот проект, поскольку является городской, так как находится в поселке городского типа, а программа работает только для сельских школ. Будем надеяться, что войдем в проект на следующий год. Мы готовы участвовать в конкурсе, проектно-сметная документация у нас есть.
- Этот национальный проект для сельских ребятишек – отличный подарок.
- Безусловно. Таких средств из местного бюджета мы бы никогда не нашли. Где, скажите, взять на каждую школу больше двух миллионов рублей, чтобы отремонтировать спортзал? Нигде и никогда. Сегодня условия для занятий спортом созданы прекрасные.
- А спортзалы не пустуют?
- Да вы что?! Днем занимаются дети, вечером – взрослые. Все секции при школах бесплатные, работают спортклубы. Направленность самая разная: футбол, волейбол, гимнастика…
В Китовской школе два таких клуба. Кстати, команда юных китовчан школьного спортклуба недавно представляла Ивановскую область на Всероссийском этапе игр школьных спортклубов. Соревнования проходили во Всероссийском детском центре «Смена» в Анапе. Ребята продемонстрировали хорошую физическую подготовку, слаженную работу команды, отлично проявили себя в творческих конкурсах.
- А кто руководители клубов?
- С ребятами работают фанаты своего дела - учителя физкультуры. А что может быть лучше, когда своим любимым видом спорта, в своем прекрасном спортзале занимаешься со своим учителем. Главное, детям нравится и есть где с пользой провести свободное время. Да и взрослые не прочь позаниматься здесь.
- Деньги на реализацию проекта, действительно, большие. А результаты есть?
- Конечно. На региональном этапе олимпиады по физической культуре, в 2017 г. – 2 чел. (Китовская школа), в 2018 г. – 2 чел. (Китовская, Перемиловская школы) стали победителями.
А в этом году ученик Китовской школы Михаил Рыбников представлял Ивановскую область на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Он проходил в Ульяновске с 13 по 18 апреля. 229 самых спортивных и эрудированных школьников из 65 регионов России приняли в нем участие. По итогам конкурсных соревнований Михаил награжден дипломом призера. Молодец!
- «Детский спорт» - это не единственный национальный проект, в котором вы участвовали?
- Конечно, нет. Недолгим, но очень нужным и важным был проект «Доступная среда», в котором участвовали две школы – Китовская и Колобовская. Суть проекта в том, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли учиться в школах, участвовать в мероприятиях – словом, не оставаться один на один со своими проблемами.
В Колобовской школе для них мы сделали пандус, в Китовской – подъемник. Расширили дверные проемы в учебных кабинетах. Туалетные комнаты оборудовали кнопками вызова дежурного, чтобы в любое время оказать помощь ребенку.
Старались делать так, чтобы учебный процесс для таких детей проходил, в основном, на первом этаже. Так, в Китовской, Колобовской школах учительская, библиотека, сенсорная комната, где работают логопед, психолог, педагог, - все на первом этаже.
- Сенсорная комната тоже для детей с ограниченными возможностями?
- Нет. Сегодня в школах много детей с различными проблемами в развитии, имеющими рекомендации обучения по адаптированным образовательным программам. С ними надо долго и кропотливо работать. Этим и занимаются педагог, психолог, логопед.
Сенсорные комнаты никогда не пустуют. Сюда приходят ребятишки начальных классов, дети среднего и старшего звена, с которыми проводят индивидуальную работу.
- Если я правильно понимаю, это комната психологической разгрузки для ребенка.
- Со специальным оборудованием, которое помогает расслабиться, успокоиться, переключиться на что-то хорошее.
- А что это за оборудование?
- К примеру, песок с подсветкой, где можно «нарисовать» любую картинку; сухой бассейн, где можно «искупаться», радуясь беззаботному отдыху; посмотреть на «бегущую» воду, на медленно плавающих рыбок … Кругом красиво, уютно. А главное, многим детям хочется прийти сюда и на следующий день, чтобы окунуться в атмосферу тепла, доброты и покоя.
- В других школах района таких комнат нет?
- К сожалению, нет. Но если родители захотят привести своего ребенка на занятия, думаю, им не откажут. В последнее время, несмотря на телевидение, компьютеризацию, детей с задержкой в развитии становится все больше. А потому и сенсорные комнаты, и помощь школьного психолога очень нужны.
- Елена Алексеевна, а как лично Вы относитесь к федеральным, да и региональным проектам, о которых буквально несколько лет назад никто и не знал, и даже не предполагал, что в школьной жизни такое возможно?
- Очень положительно, несмотря на ту огромную работу, которую мы проводим, чтобы «попасть» в этот проект. Просто так деньги не дают.
Сегодня мы тоже участники национального проекта «Образование». В числе пяти школ региона Колобовская средняя школа вошла в проект «Создание школьного информационно-библиотечного центра». Кабинет мы уже подготовили, куплена и установлена мебель. В ближайшие дни ждем оборудование. Центр будет оснащен электронными изданиями, информационными ресурсами для педагогов, современной системой компьютерного учета фондов и читателей, акустическими системами и устройствами для оцифровки информации.
Не могу не сказать и ещё об одном большом проекте – «Современная школа» по созданию Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Таких Центров в области 12, в их числе и Китовская школа.
- И что он собой представляет?
- Это своего рода структурное подразделение школы со своим штатом работников, который сегодня уже определен. В этом центре дети могут получать основное и дополнительное образование по программам цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей.
Это позволит развить цифровое и шахматное образование, проектную деятельность, творческую самореализацию детей, педагогов. Словом, расти. Не зря же проект и называется «Точка роста».
В рамках этого проекта мы получили оборудование на сумму один миллион шестьсот тысяч рублей. Для сельской школы это великое дело. И согласитесь: любое новое веяние – это будущее нашего образования.
- По-моему, вы живете не только сегодняшним днем…
- Да, есть распоряжение областного правительства «О внедрении в Ивановской области целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных организациях».

Суть его в обновлении материально-технической базы и обеспечении доступа учащихся к цифровой инфраструктуре, чтобы научить детей работать в современных условиях. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» три наши школы – участники проекта: Пустошенская, Васильевская, Чернцкая.
- Но этому надо учить, а значит, нужны учителя, профессионалы своего дела с современным мышлением, новым подходом к работе.
- Вот это и пугает учителей. Но мы делаем ставку на молодых педагогов, которые сами готовы учиться, и детям с ними интересно.
- Елена Алексеевна, знаю, что Вы уделяете много внимания созданию в образовательных учреждениях креативных зон.
- Проще сказать, где ребенок может свободно пообщаться с учителем, психологом, логопедом, где дети могут посидеть там, где они хотят – в кресле, на пуфике, да просто на полу. Здесь даже мебель располагает к непринужденной беседе, к игре.
В Перемиловской школе, например, создали зону отдыха с читательской направленностью. Стеллажи с книгами, удобные кресла, «Живая книга», которую можно полистать и почитать.
В 2018 г. Китовская школа стала победителем областного конкурса по созданию креативно оформленного пространства. А Управление образования района – победителем областного конкурса «Практика создания в образовательных учреждениях креативно оформленного пространства».
- Для Вас главное – качество образования. Это правда?
- Да. Получить медаль – не главное. Гораздо важнее то, что наши выпускники при поступлении в вузы подтверждают свои знания и полученные оценки. И, как правило, 75 – 80% ребят поступают в вузы Иванова, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода на бюджетные (!) места.
И один из показателей качественной подготовки наших детей – это олимпиады. В прошлом году у нас было четыре призёра областной олимпиады и в рейтинге мы занимали 3-е место из 27 муниципалитетов. В этом мы на первом месте. Это ли не показатель?!
Наши ребята участвуют во Всероссийских и областных конкурсах. Михаил Рыбников (Китовская школа) – участник Первого Всероссийского патриотического форума «Я – юнармия!», награждён Знаком Юнармейской доблести. Анастасия Мамонтова (Васильевская школа) – победитель Всероссийского молодёжного конкурса по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО – 2018», Анастасия Ягодкина (Перемиловская школа) – дипломант II степени Всероссийского конкурса «Меня оценят в 21 веке – 2018».
Есть успехи и в нынешнем году. Семён Курченков (Китовская школа) стал победителем Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами», а Никита Мамонтов (Васильевская школа) победил в заочном этапе Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов «Моя страна – моя Россия».
- Победа этих ребят – заслуга учителей, которые с ними работают.
- Безусловно. Огромное спасибо всем за подготовку учеников.
Надо сказать, что в школах района работают высококвалифицированные педагоги.
Несколько примеров: 20 учителей – победители конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения. И этот год не стал исключением: педагогу Васильевской школы, М.В. Рукавишниковой, присуждена премия как лучшему учителю за достижения в педагогической деятельности.
Лучшим руководителем учреждений образования Ивановской области стал И.Н. Жохов.
А победителем областного конкурса профессионального мастерства в номинации «Молодой педагог» стал И.А. Мишуров, учитель математики и информатики Перемиловской школы.
И ещё. В прошлом году во всех образовательных учреждениях области независимый эксперт проводил оценку нашей работы. Учитывалось всё: от создания условий до отношения учителей к ученику. Изучали наши сайты, проводили анкетирование среди родителей детей. Наш результат – 93,3 балла из 100 (средний балл по области – 88,7). Думаю, это неплохо.
- Елена Алексеевна, успехи и победы всегда радуют. Но ведь есть и проблемы …
- Безусловно. И самая большая – кадровый голод.
- И как вы её решаете?
- Прежде всего это целевая подготовка учителей. В 2017 г. было заключено 2 договора целевой подготовки на условиях оплаты обучения: 50% оплачивает район, 50% - область. Кроме того, заключено 4 договора целевой подготовки на бюджетной основе.
Одним из условий такого обу­чения является то, что после окончания вуза специалисты приходят работать к нам в район. Мы очень надеемся, что, отработав положенные 3 года, они останутся в школе.
Конечно, зарплата начинающего учителя невелика, но мы стараемся помочь, сохраняя коммунальные льготы, бесплатный проезд, поддержать премией, выплатой подъёмных, словом – помогаем.
- И всё-таки учителя уходят из школы?
- Бывает … Хорошо то, что сегодня в школах района работает 20,4% молодых (до 35 лет) педагогов. А совсем недавно их было только 4. Это радует. Значит, сельская школа живёт и благодаря национальным проектам развивается.
- Спасибо, Елена Алексеевна, за интересную и откровенную беседу. Скоро 1-ое сентября. Поздравляем Вас и всех учителей Шуйского района с началом нового учебного года. Успехов вам и побед в новых национальных проектах.
Елена Телегина.