Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

или О том, что каждый должен  брать ответственность на себя

- Ну, Идальго, рассказывай, вижу ведь, как тебя распирает! – этими словами Андрей Андреевич-старший встретил у школы своего сына-пятиклассника – Андрея Андреевича – младшего.
Конечно, такое случалось нечасто, поскольку оба они были людьми занятыми. Отец часто допоздна работал, Андрюша-младший тоже без дела не сидел: две секции, художественная школа. Кроме того, он до такой степени бредил конкистадорами, что последние два года самостоятельно занимался испанским (отсюда и прозвище «Идальго»). Но сегодня Андрей Андреевич отправлялся в командировку, а поскольку они были дружны и нуждались во взаимном общении, он решил встретить сына у школы.
- Ола, папа! Я думал, ты на работе.
- Буэнос диас, Андрюша, – слегка напрягшись, вспомнил Андрей Андреевич. - В командировку отправляют, вот я и ушел пораньше, чтобы собраться и с тобой поболтать заодно.
- А у нас сегодня такой смешной день! Ванька Семеркин притащил из дома целый коробок тараканов и подложил их в портфель Свете Бортниковой – такая, с толстыми косами, она еще стихи на новогоднем утреннике читала – тебе понравилось, помнишь? – начал рассказывать Андрей, привычно поправляя ранец.
- Помню, помню, талантливая девочка и голос такой звучный, выразительный.
- Ага, слышал бы ты этот голос, когда на русском она стала доставать пенал и увидела Ванькиных рыжих друзей в своем ранце! Между прочим, эта полицейская сирена сидит сзади меня. Да меня будто током ударило, до сих пор звенит где-то в темечке. Марья Гавриловна страшно разозлилась, Ваньку отправили сначала к директору, потом за родителями. А Свету - в медпункт, потом домой.
- Да, получается не занятие, а какой-то ядерный взрыв. Сорвал, стало быть, ваш Семеркин урок. И Свету жалко. Ты узнай, что с ней, если она завтра в школу не придет, ладно?
- Обязательно узнаю.
Несколько минут они шли молча, только снег звучно похрустывал под ногами.
- А почему ты опять в командировку уезжаешь? – спросил Андрюша погрустневшим вдруг голосом.
- Да, понимаешь, отправили очередную партию станков в Калининград, а они с наладкой не справляются. Им бы своего сотрудника выучить, так нет, просят прислать специалиста. Обязательно подниму этот вопрос, ведь если все предприятия будут на нашей шее ехать, нам некогда будет на своем производстве работать. А что еще у тебя было в школе сегодня?
- Ну, первая была физкультура. Сдавали подтягивание, Федор Борисович сказал, что надо подтянуться 15 раз. Я подтянулся.
- Что, 15 раз?
- Ну да.
- Что-то на тебя не похоже, ты не заболел?
- Нет, нет, просто просили 15 раз подтянуться, ну я и подтянулся.
- Ну, ты чудак-человек! Вот уж, действительно, насмешил! А если бы сказали, что сочинение надо написать хотя бы на тройку, ты что же, специально ошибки бы стал делать? Вот когда, не дай Бог, тебе придется драться, как раз не надо свои способности демонстрировать. Там задача хулигана остановить, а не изуродовать. А на уроке не скромничай, показывай все, на что способен, хорошо?
- Ладно, на следующем уроке подтянусь 30 раз! - с уверенностью заявил сын и при этом так молодецки расправил плечи, что Андрей Андреевич понял - подтянется.
-  А вот на математике я ничего не понял сегодня. Наверное, Тамара Ивановна плохо объясняла. Или, может, как бабушка говорит, был «магнитный день»? - продолжил диалог младший Андрей Андреевич.
- А математика у вас часом не после русского была?
- Да, после.
- Ну, тогда все понятно. У тебя в голове Ванькины тараканы бегали, еще бы ты что-нибудь понял. А вообще, перекладывать свою ответственность на кого-то или на что-то не надо. Знаешь ведь, учительница ни при чем. Сейчас придем, в теннис полчасика поиграем, пообедаем, посидишь, почитаешь эту тему – все и встанет на свое место. Причина-то в тебе – ты с тараканов на математику не переключился. Бери ответственность на себя, и ты решишь поставленную задачу.

Вместо послесловия
У каждого человека есть моменты, когда что-то не получается. Например, у нашего героя «не пошла» математика. Как и в любом другом, в этом случае есть соблазн заявить, что учитель плохо объясняет. Но разве ты сам не отвечаешь за свою жизнь? Что ты сделал, чтобы решить свою проблему? Ведь она твоя, а не учителя. Есть два типа людей – те, кто берет ответственность на себя, и те, кто обвиняет других. Первые формируют свое будущее, вторые становятся жертвами обстоятельств. Именно эту простую истину попытался объяснить Андрей Андреевич своему сыну.
А.  Пантелеев.