Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Корреспондент «Шуйских известий» побывал на уроках победителя конкурса, учрежденного Президентом РФ

Шум морского прибоя и шелест листвы экзотических деревьев, живописный остров с великолепной природой. Еще мгновение и, кажется, ты очутишься на побережье незнакомой тебе земли. Ты замираешь в предвкушении чего-то необычного, и вдруг слышишь ласково-нежное и одновременно требовательное: «Здравствуйте, дорогие мои путешественники!»

Ты возвращаешься в действительность, на обычный урок в Васильевской средней школе, испытывая смешанные чувства. Невероятное желание познать непознанное возникает, когда рядом с тобой опытный капитан, ведущий корабль по морям знаний. «Учение с увлечением» - девиз педагога-новатора Марины Виталиевны Рукавишниковой, победителя конкурса, учрежденного Указом Президента России.
«Дорогие мои путешественники», - именно так обращается к детям учитель, настраивая на рабочий лад и заинтересовывая. На уроке Марины Рукавишниковой нет свободной минуты, поэтому у детей не возникает желания отвлечься на игры и шалости. Высокий темп, смена деятельности, увлекательные задания и уважительное отношение к ученикам делают свое дело. Ребятня на ее уроки ходит с удовольствием. Учитель воспитывает своих учеников добрыми, отзывчивыми, грамотными, любящими Родину и учит быть ответственными за свои поступки.

- Прежде всего, человек должен быть человеком, - делится Марина Виталиевна и рассказывает мне о своей любви к профессии.
С детства она играла «в школу», учила кукол. После окончания десятилетки переехала в Шую из Брянской области. Поступила в Шуйский педуниверситет на филологический факультет, получила специальность «Учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры». После окончания вуза поступила в аспирантуру. Училась и одновременно работала в вузе, защитила степень кандидата философских наук.
Научная работа, опыт подготовки лекционных и практических занятий помогли Марине Виталиевне при переходе на должность учителя. Она легко адаптировалась в новом коллективе и быстро завоевала любовь учеников и их родителей.
Думающий и ищущий педагог-новатор целеустремленно занимается любимой работой, на которую тратит много времени.
- Встаю в 5-30. На школьном автобусе в 7-15 выезжаем из Шуи, собираем детей, объезжая все окрестные села и деревни. В школу приезжаем к 8 часам. Полчаса на подготовку к урокам, - рассказывает Марина Виталиевна.
Она готовит карты, распечатывает тесты, спешит к своим пятиклашкам, чтобы проверить домашнее задание. У них она классный руководитель. А еще дежурит по школе, проводит уроки в разных классах. История, обществознание, внеурочная деятельность. Домой возвращается уставшей, но счастливой. Кратковременный отдых и — подготовка к новому рабочему дню.
Большой том «Словаря философии», учебники по истории и обществознанию, научные работы, документы чинно стоят на полках в учебном кабинете. К каждой книге у хозяйки отношение особое, трепетное - Марина Виталиевна продолжает научную работу.

Богдан Краснов:
- Уроки интересные. Домашнее задание не зубрю, достаточно внимательно прочитать. Марина Виталиевна добрая, но требовательная. Приходится учить даты, термины, а то поставит «два». Желаю ей и дальше выигрывать конкурсы и получать побольше премий.

- С детьми работаем над новым проектом, исследуем семейные родословные. Занимаемся краеведческой работой, продолжаем изучать историю усадьбы Чихачевых, - делится моя собеседница и рассказывает о том, как их проект выиграл Всероссийский конкурс.
Но на этом педагог и дети не останавливаются, изучают окрестные села, собирают рассказы жителей-старожилов. Разработали маршруты и будущим летом проведут научно-исследовательскую практику.
В том, что задуманное непременно осуществится, сомневаться не приходится — тандем учеников и учителя очень крепкий. Заинтересованность чувствуется во всем. Один только «перевернутый» урок, на котором мы побывали, чего стоит! Тут нет бездумной зубрежки, чтения нужного параграфа и монотонного пересказа. Показ видеосюжета, определение темы и решение головоломки в виде теста, а еще задание проложить путь Магеллану, Колумбу и Васко да Гама на карте и игра на развитие внимания и знаний исторических событий. Как поощрение — в конце урока оформление «дерева оценок», где каждый листочек — отметка за знания активным ученикам.
Учитель признается, что накануне дала детям опережающее домашнее задание. На уроке детально прорабатывают вопросы прочитанного дома учебного материала. Такую форму урока учитель использует, если материал прост в освоении и налицо межпредметные связи. Например, нынешнюю тему ребята проходили по географии.
Внеурочная деятельность, пожалуй, еще один конек педагога, любящего свою профессию. В творческой копилке Марины Рукавишниковой много интересных форм работы с детьми. На экологическую игру «Живая среда», приуроченную к Всероссийской акции «Зеленая Россия», к педагогу пришли одновременно три разновозрастных класса (5, 10 и 11-й). Каждому ученику было интересно. В этом, конечно, заслуга учителя.
Умение учителя слушать и слышать, доносить в доступной форме знания помогает ее ученикам добиваться хороших результатов на экзамене.
- Обществознание — один из самых сложных предметов. Охватывает все сферы жизни общества, требует глубоких знаний политики, экономики, права. Подготовка к экзамену длительная и кропотливая, - говорит учитель и добавляет, что любит свою профессию и никогда не променяет на другую.
Став победителем престижного конкурса профессионального мастерства, Марина Рукавишникова не собирается останавливаться на достигнутом. Премию в размере 200 тысяч рублей потратит на развитие и самообразование. Планирует опробовать новые технологии в работе, смешанное обучение, интегрированные уроки и внедрить в школьную практику научные конференции.

ФОТО