Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Восьмая школа отмечает 50-й день рождения

Завтра школа № 8, в былые годы носившая имя советских космонавтов, отметит свой полувековой юбилей. За столь долгий срок она стала вторым домом для тысяч шуян. Именно здесь они получали первые знания, здесь происходило их взросление, отсюда они шагнули в новую, взрослую жизнь. А учителя стали поистине родными людьми, с которыми многие выпускники до сих пор поддерживают связь, спрашивают совета, делятся радостями и невзгодами. Поэтому в канун юбилея не буду в очередной раз рассказывать историю школы, об этом написаны десятки статей, лучше дадим слово тем, кто посвятил работе в этом учебном заведении большую часть своей жизни - учителям, с чьими именами ассоциируется школа.

 

Марина Николаевна Сосновикова,

учитель биологии:

«Чтобы работать в школе, нужно любить своих учеников»

сосновТак сложилась жизнь, что восьмая школа стала моим единственным и любимым местом работы. В 1983 году закончила биолого-химический факультет ИвГУ и сразу пришла сюда по распределению. Меня принял директор Юрий Васильевич Жданов — человек неутомимой энергии, обладающий потрясающей харизмой, профессионал своего дела. Помню, в те годы я, совсем молодая учительница, в первый и единственный раз в жизни опоздала на урок. Бегу, тороплюсь, а тут Юрий Васильевич. Увидев меня, ткнул пальцем в расписание и с укоризной на меня посмотрел. Не кричал, не читал нотацию, взгляд выразил все. Было ужасно стыдно. С тех пор я ни разу не опоздала на урок.
Конечно, молодой учительнице было трудно найти общий язык с учениками. Случалось, доводили до слёз. К тому же мне дали классное руководство в 8 классе, а это самый тяжёлый возраст. Ребята поначалу безобразничали. Сидели «нога на ногу», не всегда слушались. А однажды один ученик принёс на урок белую мышь и пустил её бегать по кабинету. Пришлось тогда напугать его, что зверек — переносчик опасной заразы и отправить шутника в медкабинет на обследование. Больше парень так не шутил.
В работе всегда помогали опытные коллеги. В то время у нас была манера во время занятий держать двери классов открытыми и, пройдя по школе, можно было увидеть, как ведут уроки опытные учителя. Кстати, педагоги с огромным стажем слушали, как я, начинающий учитель, веду урок и делали замечания. Помню, как Валентина Ивановна Шимарова, учитель русского языка и литературы, услышав, как я рассказываю про пестики и тычинки, после урока подошла ко мне и сказала: «Мариночка, ну зачем им знать про пестики, тычинки и половое размножение? Не надо. Мы же жили, ничего этого не знали, но тем не менее детей рожали». Это было поколение педагогов со своими устоями и взглядами на жизнь.
Среди тех, с кого я брала пример, могу назвать Галину Сергеевну Ромодановскую, Галину Александровну Очеретенко, Галину Николаевну Ивкину, Валентину Ивановну Лобанову, Валентину Анатольевну Воробьёву, Сергея Феликсовича Жарского, Александра Дмитриевича Муратова. Это профессионалы, которых я считаю своими наставниками.
Убеждена, чтобы работать в школе, нужно любить своих учеников. Очень люблю свой 6-А класс. Мы каждый наш урок начинаем с «обнимашек».

 

Галина Степановна Рябошапка,

учитель русского языка и литературы:

«В классах было более 40 учеников»

рябоСейчас в школе я и Нина Фёдоровна Корабельникова старожилы. Мы пришли сюда в 1977 году. В те годы здесь был директором Виктор Васильевич Налимов, а заву­чем – строжайшая, держащая всю школу в ежовых рукавицах, Зинаида Ивановна Гоголева. Несмотря на то, что до устройства сюда имела шестилетний педагогический опыт, всё равно сначала очень волновалась. Мне сразу дали старшие классы, где ребята были своенравные.
До сих пор помню свой первый урок в восьмой школе. Начинаю занятие, открывается дверь, заходит Зинаида Ивановна и садится на последнюю парту. Волнение, конечно, нарастает. Тема урока - творчество Салтыкова-Щедрина. А ученики отказываются её изучать. Говорят, что им нужен Достоевский. А Зинаида Ивановна взглядом показывает: «Выпутывайся, как можешь!». Тогда мне всё же удалось убедить ребят. Постепенно отношения с ними стали очень хорошими. С некоторыми общаемся до сих пор.
Потом мне дали пятый класс... 43 человека! Парт всем не хватало. Учеников приходилось рассаживать даже за мой стол. Но класс был хороший, ребята активные.
Помню, был один класс, там учились очень талантливые ребята. Они регулярно участвовали в олимпиадах по русскому языку. Однажды на олимпиаде в ШГПИ из этого класса участвовали 11 человек. Потом Зинаида Ивановна Гоголева пришла и говорит, что они заняли все места с 1 по 11-е. В институте сказали: больше столько участников не присылать, потому что наши другим детям ходу не дали.

 

Евгения Юрьевна Закорюкина,

учитель младших классов:

«Если ты любишь ученика и знаешь свой предмет, то ребёнку будет интересно на уроке»

закорВ восьмой школе оказалась случайно. Работала в пединституте на кафедре педагогики. Меня пригласили на два месяца, поскольку заболела основная учительница. И вот 31 год работаю здесь. Пришла в класс, где было 46 ребят. Но занимались мы прекрасно.
В те годы наша школа гремела на всю область. Мы начали программу детский сад - школа - вуз. Раннее воспитание ребят вели в детских садах №34, 36, 38. Создавали специальные группы, где с пяти лет начинали изучать иностранный язык. Его вели Ольга Анатольевна Рязанова, Галина Леонидовна Хомякова, Светлана Михайловна Лапата, Светлана Николаевна Герасимова. Из детского сада ребята переходили в нашу школу. У нас был создан педагогический класс. Когда ребята заканчивали 11 класс, у них были совмещённые экзамены - выпускные в школе и вступительные в ШГПИ.
Проводили выездные школы. В частности, выезжали с нашими ребятами в Плёс. В этой выездной школе директором была я, завучем – Александр Дмитриевич Муратов, учителя Лариса Евгеньевна Коробцова, Ольга Александровна Дружилова, Елена Юрьевна Гусева, Валерий Валентинович Волков, Алла Николаевна Кочина. Мы вывозили почти 100 детей. Там ребята учились, отдыхали, проводили культурные мероприятия.
Кстати, эта тенденция сохранилась до сих пор. Мы и сейчас выво­зим детей в лагерь «Берёзовая роща», санатории Сочи, Ессентуков... Там и обучаем, и отдыхаем. В школе была такая практика, что мальчишки-старшеклассники изучали автодело, правила дорожного движения, сдавали на права.
Считаю, что девиз любого учителя - если ты любишь, уважаешь ученика и знаешь свой предмет, то ребёнку будет интересно на уроках.

 

Татьяна Анатольевна Туркан-Суринович,

учитель русского языка и литературы:

«Общение с детьми даёт огромный заряд положительных эмоций»

турканЯ сама выпускница этой школы. До сих пор с теплотой вспоминаю своих классных руководителей Альбину Сергеевну Орлову и Анатолия Георгиевича Мухина, учителей русского языка и литературы Валентину Ивановну Шимарову, Валентину Ивановну Лобанову.
После окончания школы хотела связать свою жизнь с медициной и поступить в мединститут. Училась, готовилась, но конкурс был очень большой, мне не хватило полбалла. В это время для меня стала судьбоносной встреча с Валентиной Ивановной Лобановой, которая посоветовала мне пойти в педагогику, поступить в ШГПИ. Валентина Ивановна позвала меня в восьмую школу на работу, когда здесь освободилось место.
Вернувшись в школу уже в ранге учителя, стала коллегой педагогов, которые учили меня. Вера Валентиновна Устинова, Ирина Николаевна Брыкина, Вероника Александровна Грибкова, Нина Фёдоровна Корабельникова — сильные предметники. Старалась не ударить в грязь лицом, проявляла себя, старалась.
Сейчас не могу представить жизни без работы с ребятишками. Общение с детьми даёт огромный заряд положительных эмоций. Бывает, идёшь в школу, в голове крутятся бытовые проблемы, настроение хуже некуда, а заходишь в класс, видишь любопытные детские глаза, улыбающихся ребят, которые хором кричат: «Здравствуйте, Татьяна Анатольевна!», и на душе становится легче.

Нина Фёдоровна Корабельникова,

учитель истории:

«Ученица реализовала мечту учителя»

корабХочу сказать, что я более 20 лет проработала в кабинете с несчастливым номером 13. Но несмотря на суеверия, мне повезло. Большая часть моих учеников были очень хорошими, и со всеми удавалось найти контакт. Первый мой выпуск - это Фёдор и Михаил Мисали, второй выпуск - Ольга Несмиян. Кстати, Ольга Альбертовна реализовала мою мечту. Я сама всегда хотела стать археологом. Очень многие мои выпускники стали достойными людьми.
Класс, где училась Ольга Несмиян, проходил трудовую практику. Ребята получали за работу деньги. На заработанные средства по льготной комсомольской путёвке мы с ними ездили в туристическую поездку Ленинград - Таллин - Рига. Это путешествие у них осталось в памяти до сих пор. Если встречаемся, всегда его вспоминаем.

 

Ольга Александровна Дружилова,

учитель русского языка:

«В каждом ученике вижу индивидуальность, творческую личность»

дружВ школу я пришла на место учителя музыки. По инициативе Александра Валерьевича Кочина, который в те годы был директором, мы создали объединение «Русский клуб». В него вошли также Валентина Ивановна Лобанова, Вера Валентиновна Устинова, Надежда Леонидовна Антонова. Этот клуб объединил одарённых детей. Он стал творческой площадкой, где мы обменивались мнениями, читали стихи, прозу, устраивали концерты. И эта работа продолжается. С подачи нынешнего директора Марины Александровны Перловой сейчас работает новый салон «Оранжевый мир», который оказался ничуть не хуже «Русского клуба». Наша деятельность переросла в городской литературный клуб «Чтение без границ». У нас восемь лет работает музыкальная студия «Фантазия».
Сейчас работаю преподавателем русского языка. Я строгий, требовательный учитель. Это нужно, чтобы ученики относились серьёзно к предмету, по которому сдают ГИА и ЕГЭ. Но одновременно в каждом из детей вижу индивидуальность, творческую личность.
В школе всегда был дружный, сплочённый коллектив. Наверное, это помогло нам пережить тяжёлые 90-е. В те годы мы даже решились на акцию протеста, объявили голодовку. Городские власти приходили, уговаривали нас отказаться от нашей затеи. Но мы были непоколебимы. Потому что было очень тяжело. Многие учителя у нас тогда в школе работали семьями и, не получая зарплаты по четыре месяца, просто находились на грани. Ночевали прямо в школе на матах. Кто - в зале, кто - в кабинетах... Мы действительно ничего не ели. От голода кружилась голова. Мы выдержали, на третий день нам выдали зарплату. Но наша акция была организована даже не столько из-за денег, сколько для того, чтобы отстоять своё достоинство, показать, что мы тоже люди и с нами нужно считаться.