Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Уже несколько лет в масштабах страны ведется реформирование системы высшей школы по западному образцу, вызывающее массу дискуссий. Недовольство слышится чаще всего со стороны преподавателей гуманитарных предметов: их образовательные программы сокращены в разы. В регионе эта тенденция особенно отчетливо прослеживается на примере ИвГУ.

Историки и филологи - «вторая категория»?
Примерно семь лет назад вышло распоряжение Минобразования, согласно которому число гуманитарных бюджетных мест в вузах сокращается на 4% в год. Его подписал замминистра Игорь Реморенко.
В ходе реформы высшей школы делается крен в сторону требований прикладной экономики. Поэтому больше бюджетных мест получают инженерные вузы, особенно те, которые имеют высокотехнологичные, инновационные направления.
«У нас, как и во многих высших учебных заведениях страны, сокращается число бюджетных мест юристов, историков, филологов и некоторых других специальностей. При этом в них нет недостатка на математическом и физическом факультетах. Резкий прирост бюджетных мест (в два с половиной раза) наблюдается на биолого-химическом факультете», – поясняет первый проректор ИвГУ Владимир Назаров.
Наиболее болезненно ситуация отразилась на образовательных программах по истории и филологии. Для администрации вуза она вырастает в проблему сохранения преподавательских кадров, научных школ, которые развивались на отличном научном базисе.

Конкурсный секрет
«Меняется и структура набора, - конкретизирует Владимир Назаров. - Например, по тем же филологическим и историческим образовательным программам растет число магистерских учебных мест за счет бюджета. Наблюдается своеобразная компенсация: бакалаврских мест стало меньше, а магистерских – больше. Тем самым вузы, подобные нашему, подталкиваются к развитию магистерского, наукосвязанного образования. В программах есть исследовательский компонент, который выливается в диплом магистра».
Распределением бюджетных мест по вузам занимается Министерство образования. Регион и руководство ИвГУ ежегодно отправляют заявки в министерство по всем образовательным программам в должном количестве, но федералы решают по-своему.

Иностранцы – не конкуренты
Реформы заставляют идти в ногу с ними и диктуют определенные требования: в штатном расписании вуза учли нагрузку на «биохим». К обучению на матфаке более широко стали привлекать представителей других регионов - прежде всего Российской Федерации, но есть и программы, связанные с обучением студентов стран СНГ. Последние не становятся конкурентами для наших студентов, идут по своим квотам. Но обучаются иностранцы за счет консолидированного бюджета родной страны и России.
Существует программа «Помощь соотечественникам». Представители русскоязычных диаспор зарубежных стран поступают в ИвГУ с преференциями. В последние три года в университете обучались от 30 до 50 таких студентов из Латвии, Эстонии, Монголии, Украины.

Хочешь быть грамотным? Плати
Впрочем, реформы касаются не только студентов-бюджетников. Поднявшиеся цены не порадовали тех, кто учится на коммерческой основе. Но сам вуз поднимает их только в пределах роста инфляции. Дело в ином.
Одна из генеральных стратегий министерства: образование должно иметь материальный эквивалент. Ведомство определяет смету расходов на содержание бюджетного студента, куда входят все виды трат, включая коммунальные платежи, а по теперешним правилам, обучение коммерческого студента не может стоить дешевле обучения бюджетника. Для вузов устанавливают ценовые нормативы, и руководство не имеет права выставлять цену ниже государственной. Стоимость дифференцирована только в зависимости от образовательной программы.
С недавних пор произошли изменения и в целевом наборе. Юридические факультеты теперь не имеют целевиков со стороны правоохранительной системы и ее структур. Будущие полицейские поступают в специализированные учебные заведения.
Организация, направляющая абитуриента на обучение для целевого набора, теперь не просто содействует его трудоустройству после выпуска, как было раньше, а обязуется трудоустроить выпускника. Это прописано в договоре.

Не остаться бы без педагогов
По данным областного департамента образования за 2014 год, в регионе трудятся 5250 учителей, 14,2% из них – молодые специалисты (в 2013 году их было 11,7%). Тенденция, казалось бы, положительная, но нужно учитывать лукавство цифр. Процентная доля молодых может расти вместе с численностью преподавательского корпуса, а может - за счет сокращения общего числа педагогов...
Главное опасение – не останется ли область без учителей русского и иностранного языков, а также истории. Владимир Назаров разделяет тревогу: «Если учитывать возраст преподавателей, которые трудятся в системе общего образования, то пока еще не очень отчетливые признаки преподавательского кризиса в ближайшее время станут очевидны. Сейчас за счет лиц предпенсионного, пенсионного возраста эта проблема нивелируется. Но через несколько лет, когда эти люди уйдут на пенсию, а постоянного притока молодых педагогов не будет, это станет серьезной проблемой».
Директор регионального центра оценки качества образования Ольга Вилесова приводит другие цифры: «Сокращение числа педагогов и, соответственно, бюджетных мест связано и с сокращением числа выпускников школ. Если в регионе в 2005 году было порядка 10 тысяч выпускников, то в 2015-м – около 3700 (детей рождается меньше). За десять лет снижение более чем в два с половиной раза. Но уже в 2016 году их будет больше, то есть вырисовывается тенденция к увеличению числа выпускников. В этой связи сокращение бюджетных мест может иметь серьезные негативные последствия, особенно для такого предмета, как история, где может появиться обязательный экзамен».
Интересно, что даже при небольшом количестве выпускников-бюджетников не самая большая часть из них идет работать в школы. Около трети историков и филологов трудоустроились в школы, выпустившись в 2014 году, в 2015-м – 21% (данные на июнь этого года).
Владимир Назаров подчеркивает, что факультеты университета не обеспечивают и никогда не обеспечивали полную потребность в молодых учителях, потому что их программа специализирована, а педагогическое образование – дисциплина дополнительная. Главная кузница учительских кадров региона – Шуйский филиал ИвГУ, который пока не так сильно затронут реформами. В этом году филиал получил 144 бюджетных места педагогической направленности.

В тему
Депутаты Ивоблдумы вышли на федеральный уровень с инициативой о внесении изменений в федеральный закон об образовании. Проект предполагает обязательное трудоустройство по специальности выпускников бюджетных отделений. Выпускники, которые заключили договор о целевом обучении, по окончании вуза должны будут трудоустроиться в соответствии с распределением в организации сферы образования, здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса, соцзащиты и отработать не менее трех лет.
Константин СОЦКОВ.