Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Немногим более месяца осталось до окончания календарного года, а вместе с ним – подведения итогов сделанного. Сегодня о промежуточных результатах работы в сферах жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры, энергетики и тарифов читателям рассказывает заместитель председателя правительства Ивановской области Владимир Шарыпов.

- Владимир Николаевич, ЖКХ, тарифы, строительство – это те сферы, которые находятся ближе всех к нашим жителям. Какими достижениями был отмечен уходящий год?
- 2015 год, действительно, богат на события во многих сферах экономики. Так, по итогам прошлого года до 75,7% возрос уровень газификации населенных пунктов. В завершающемся году природный газ начал поступать жителям д. Гомыленки Лежневского района, д. Путилова Гора Комсомольского района, д. Мухортово Кинешемского района, д. Раменье и Лужки Палехского района, с. Григорьево и д. Поддыбье Тейковского района, д. Иванцево, Крюково, Семеновское, Хребтово и Богородское Ивановского района. Надеюсь, что до конца года будут завершены строительные работы по газификации еще в 15 сельских населенных пунктах в Вичугском, Лежневском, Комсомольском, Кинешемском, Пучежском, Палехском, Тейковском и Шуйском районах.
За 9 месяцев этого года на территории Ивановской области введено в эксплуатацию 128,454 тысяч кв. м жилья, это на 14,7% выше значения аналогичного показателя 2014 года и на 27,9% выше значения 2013 года. Наибольшее количество сданных домов - традиционно за областным центром. Можно также отметить Юрьевецкий район, где уже выполнен годовой план по минимальному объему ввода жилья.
Еще один положительный момент – в текущем году значительно упрощен порядок технологического присоединения к электросетям. Сокращен срок техприсоединения, а с 1 октября снижена его стоимость для заявителей с присоединяемой мощностью до 150 кВт. Эта мера - часть мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона. Изменения в лучшую сторону почувствует в основном малый и средний бизнес, однако по новому порядку будет осуществляться и присоединение к электросетям частных потребителей – обитателей коттеджей и дачных домов.
Также наш регион продемонстрировал высокие показатели по срокам получения разрешения на строительство. Здесь Ивановская область заняла третье место среди регионов. Для получения разрешения на строительство требуется 80 дней. Быстрее эта процедура проходит только в Чеченской Республике (56 дней) и Костромской области (74 дня).
Но 2015 год отмечен, я бы сказал, и драматическими событиями в строительной отрасли. Имею в виду тяжелое экономическое положение Ивановской ДСК, заложниками которого стали более двух с половиной тысяч ивановцев – дольщиков, не получивших пока свое жилье. Ситуация действительно сложная, и, к сожалению, региональные власти не в силах в одиночку ее решить. Со своей стороны область делает все возможное, чтобы предприятие продолжало производственную деятельность и чтобы дома, имеющие наиболее высокую степень готовности, были достроены в кратчайшие сроки. В настоящее время компания СУ-155 ожидает санации, вопрос вынесен на самый высокий государственный уровень.
Ну и возвращаясь к итогам, не могу не отметить, что в сфере жилищной политики в этом году основным событием, коснувшимся буквально каждого жителя многоквартирного дома, стало начало реализации программы капитального ремонта. Как и во всей стране, в нашем регионе жители многоквартирных домов начали самостоятельно формировать фонд капитального ремонта. Все дома включены в региональную программу, для каждого из них в программе указаны год и виды необходимых работ. Средства на оплату капремонта своего дома жители накапливают сами, оплачивая ежемесячные взносы из расчета 5 рублей за квадратный метр.
- В рейтинге реализации программ капремонта Ивановская область сейчас занимает 56 место. Для сравнения: Костромская область - на 70, Владимирская - на 16 и Ярославская - на 38 месте. А как на самом деле обстоят дела?
- Всего в региональную программу капремонта включено более 9 тысяч многоквартирных домов, для каждого из которых предусмотрено выполнение нескольких видов работ до 2044 года. На текущий момент планы по 2015 году выполнены на 63%. Сначала муниципальные власти затянули с корректировкой перечня домов и состава работ. Как следствие, позже были проведены конкурсы, определены подрядчики и начаты ремонты.
К середине ноября работы были приняты комиссией в 82 домах, в 28 домах ждали приемки. Еще 60 объектов имеют высокую степень готовности, а по 166 МКД проводятся конкурсы и выбираются подрядчики.
Сегодня уже понятно, что программа капремонта 2015 года будет выполнена с отставанием, в текущем году сможем завершить только те работы, которые по технологии допускается проводить в осенне-зимний период. Остальной объем перенесем на следующий год.
- Программы капремонта реализуются по всей стране, однако до сих пор вокруг их целесо-образности не утихают споры. Какова ваша позиция в этом вопросе?
- Жилые дома требуют обслуживания и регулярного ремонта, в том числе капитального. Сейчас изменился лишь способ накопления средств на капремонт.
Я регулярно осматриваю вместе с приемочной комиссией отремонтированные по программе дома, и вижу, что замечаний к качеству работ не возникает. Жители довольны проведенным капремонтом. Но при этом некоторые граждане не считают для себя нужным оплачивать квитанции за капремонт, видя, например, что их дом стоит в программе какого-нибудь 2030 года…
Позиция эта неверная по ряду причин. Во-первых, система формирования фонда капремонта установлена государством, она основана на ответственности собственника за свое имущество, и никто не вправе ее в одностороннем порядке игнорировать. Квитанция за капремонт имеет такую же значимость, как и квитанция за газ или свет. За неуплату взносов собственник рискует через суд выплатить не только сам долг, но и пени, и судебные издержки. Во-вторых, у жителей есть достаточно широкие возможности для маневра, они могут изменить способ накопления средств, обозначенные в программе сроки и виды работ, а ТСЖ и вовсе могут действовать абсолютно автономно от фонда капремонта. Ключевую роль в данном случае играет инициатива жильцов.

Современная государственная жилищная политика нацелена на усиление реальной ответственности собственников помещений за их состояние. При этом граждане не оставлены один на один с этой ответственностью. Местные власти формируют и корректируют программу капремонта, региональный оператор ведет «общий котел», привлекает подрядчиков и контролирует приемку работ. Это для тех, кто не готов взять капремонт в свои руки. Мы же в областном правительстве выступаем за то, чтобы жители каждого дома имели собственный спецсчет и проявляли активность в реализации программы.
- Всех без исключения интересует, насколько возрастет стоимость коммунальных услуг в следующем году.
- Сейчас проходит очередная тарифная кампания и устанавливаются тарифы на периоды с июля по декабрь 2016 года и с января по июнь 2017 года. Ее итоги будут подведены в начале следующего года. Но уже известен ограничительный индекс роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги. В среднем по Ивановской области он установлен на уровне 4,3% с 1 июля 2016 года (в среднем по России – 4%) с предельно допустимым отклонением в размере 2,2%. Это означает, что для потребителей в зависимости от набора коммунальных услуг рост совокупной платы за них не превысит 6,5%. Величины предельных индексов по каждому муниципальному образованию будут установлены к концу ноября.
Ну а с января по июнь 2016 года плата за коммунальные ресурсы сохранится на уровне второго полугодия этого года.
- Как долго будет в регионе действовать программа переселения из ветхого жилья?
- Программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, действующая на территории Ивановской области, рассчитана на 5 лет и заканчивается в сентябре 2017 года. До этого времени планируется ликвидировать 80 198,64 кв. метров аварийного жилья - это 281 аварийный дом.
- Многие представители старшего поколения, проживающие в многоквартирных домах, отказываются вносить плату за капитальный ремонт, мотивируя это тем, что они не доживут до того времени, когда работы будут производиться в их домах. Некоторые СМИ, ссылаясь на юристов, сообщают о том, каким образом можно отказаться и не вносить плату за капитальный ремонт. Какова ваша точка зрения по этому поводу?
- О чем нам говорит Жилищный кодекс? Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Взнос на капитальный ремонт является таким же обязательным платежом, как плата за коммунальные или жилищные услуги. Обязанность по оплате взноса не зависит от возраста плательщика. Но я знаю, что сейчас в Государственной Думе РФ действительно рассматривается вопрос об освобождении от уплаты взноса на капитальный ремонт граждан, достигших возраста 70 лет.
- С нового года в области появится еще один региональный оператор, на этот раз по вывозу ТБО. Но шуяне уже имеют печальный опыт работы с фондом капитального ремонта. Люди не могут до него дозвониться, решить возникающие вопросы. Не получится ли то же самое с новым фондом? Появятся ли представительства этих фондов в Шуе, чтобы жители могли напрямую обратиться со своими проблемами?
- Согласно нормативным актам, статус регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами присваивается субъектом Российской Федерации на основании конкурсного отбора юридическому лицу, определяется зона его деятельности.
Участвуя в конкурсе, претендент должен иметь действующую лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности и обладать производственными мощностями, обеспечивающими переработку более чем половины всех образующихся в регионе отходов.
В отличие от регионального оператора Фонда капремонта, региональный оператор в сфере обращения с ТКО не будет создаваться с нуля и зависеть от бюджетного финансирования. Региональным оператором может стать только финансово устойчивое предприятие, имеющее опыт работы в сфере обращения с отходами и обладающее либо соответствующим производственным комплексом, либо достаточным капиталом для того, чтобы обеспечить развитие инфраструктурных объектов в сфере обращения с ТКО.
Вопрос доступности информации, вы совершенно правильно отметили, крайне важен. Думаю, что тот негативный опыт функционирования регионального оператора Фонда капитального ремонта, который имелся поначалу, мы не повторим.
Говорить об открытии представительств регионального оператора в сфере обращения с ТКО в муниципальных образованиях, в том числе в Шуе, пока преждевременно. Этот вопрос мы будем рассматривать после формирования территориальной схемы обращения с ТКО, работа над которой в настоящее время ведется.
- Тема капитального ремонта многоквартирных домов очень волнует шуян. Многие горожане пришли к выводу, что гораздо выгоднее открыть спецсчет своего отдельно взятого дома через управляющую компанию. Но региональный оператор сможет вернуть уже уплаченные деньги на спецсчет только через два года. Нет ли возможности на региональном уровне сократить этот срок?
- Закон действительно дает субъекту РФ такое право. И не так давно приняты поправки в региональный закон, которыми срок сокращен с 2 лет до 6 месяцев.