Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с халатным отношением к покупателям, клиентам продавцов, исполнителей разных видов услуг и т.д., оставляющим весьма неприятные впечатления, а порой даже разочарование, стресс, болезненные переживания, что в совокупности можно определить как моральный вред. Это может быть, например, неудачная покраска волос в парикмахерской, после чего ваши локоны приобрели зеленоватый оттенок, и вы проплакали весь вечер вместо того, чтобы пойти на свадьбу к подруге, день рождения, куда были приглашены.

Вот ещё примеры. Вы решили заменить двери в туалете, ванной. Двери привезли, установили, но они оказались с браком, и их снова увезли в магазин. Каково это, день-два, а то и больше мыться в ванной и ходить в туалет за занавесочкой? Или, допустим, муж купил жене на юбилей дорогое кольцо, решил подарить его в присутствии всех гостей, а из кольца вывалился камень. Неприятно, обидно? Да ещё как!
Моральный вред – это страдания нравственного или физического характера, причиненные действиями, посягающими на нематериальные блага, личные неимущественные и имущественные права потребителя (в соответствии со ст. 151 ГК РФ). Если вам нанесен моральный вред, вы вправе обратиться в суд и требовать компенсацию на основании статьи 15 Закона о защите прав потребителей.
Компенсацию морального вреда можно получить и до суда, если продавец или исполнитель услуг пойдет вам навстречу. Для этого нужно обратиться к нему с письменной претензией в свободной форме. При этом важно быть убедительным в своих требованиях. Компенсация выплачивается в денежном эквиваленте, размер которого вы определяете самостоятельно на досудебной стадии в зависимости от объема причиненного ущерба, степени виновности продавца, исполнителя, его поведения и особенностей причиненного вам морального ущерба.
Если же получить компенсацию мирно не удаётся, то смело обращайтесь в суд. Здесь главное - доказать факт нарушения прав потребителя, подкрепить свою правоту подтверждающими документами, например, справкой из больницы, фотографиями, свидетельскими показаниями. Доказать что-либо суду словесно, «на пальцах» не получится.
Боритесь за свои права, а также тщательнее подходите к выбору исполнителя услуг, производителя, продавца, чтобы не получить моральный вред из-за их халатности. Ведь никакие деньги не компенсируют вам нервные издержки, потерянное время, а главное - здоровье.

Юлия Кудрич,
студентка факультета технологии, экологии и сервиса
Шуйского филиала ИвГУ.