Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Есть мнение, что Шуя своим развитием обязана именно Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери 

 Довелось однажды столкнуться на железнодорожном вокзале с томичом. Естественно, взяло любопытство, как человека из далекой Сибири, за тысячи верст, занесло в наш славный город. 

История путешественника оказалась вполне банальна. В Шую он приехал из Москвы на выходные, а в столице читает лекции в одном из вузов. Выбор пал на Шую по одной причине – земля здесь намоленная. 

Шуйская-Смоленская икона Божией Матери – главная святыня шуйской земли. Что мы о ней знаем? История появления святыни отражена в литературном памятнике XVII века «Сказание о иконе Богоматери Шуйской». Икона написана в 1654 году иконописцем Герасимом Иконниковым для прихожан Воскресенского храма. Поводом для написания новой иконы стала свирепствующая в стране моровая язва. Икона создавалась как список Смоленской иконы Божией Матери, именно в это время до шуян дошла весть об освобождении Смоленска от поляков. 

Во время написания икона чудесным образом менялась. После установки образа в Воскресенском храме люди приходили семьями молиться перед ликом Богородицы с младенцем Иисусом. Эпидемия стала отступать, и смертельная болезнь вскоре покинула город. А затем последовала череда исцелений от других недугов. 
Слава о чудодейственных свойствах иконы разнеслась по всей стране. По указу царя была назначена комиссия, состоящая из московского и суздальского духовенства, для установления подлинности чудес. С результатами комиссии ознакомились царь и патриарх. Впоследствии в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери были освящены главные престолы в новых ярославских церквях и нескольких придельных престолов в других городах. 
 
Чудотворную шуйскую икону связывает с императором Петром Великим одна легенда. Якобы по пути в Персидский поход в 1722 году Петр I посетил Шую, приложился к иконе и захотел забрать ее с собой, но шуяне упросили самодержца оставить ее в Воскресенском соборе. В 1837 году перед иконой молился будущий император Александр II. Через 100 лет шуйская чудотворная икона бесследно исчезла. 
Пропажей Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери интересовался наш известный краевед Игорь Юрьевич Смирнов. Он даже делал попытки ее найти. Несколько раз ездил в Третьяковскую галерею, где, как считал, шуйская святыня могла храниться в фондах музея. Но, наверное, более значимым исследованием Игоря Смирнова было изучение влияния чудотворной иконы на развитие Шуи. 
Владея разносторонними знаниями, уникальной памятью и нестандартным мышлением, Игорь Юрьевич Смирнов всегда выдвигал интересные версии в вопросах краеведения. Игорь Юрьевич полагал, что Шуя своим развитием обязана именно Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери. 
Как крепость город потерял свое значение после разорения его казанским ханом Сафа-Гиреем в 1539 году. В XVII веке происходит становление Шуи как промыслового и торгового города. Принято считать, что этому способствовало удобное географическое положение на реке Тезе и отсутствие плодородной земли для ведения сельского хозяйства. 
 
Напомню, Шуйская-Смоленская икона Божией Матери написана в 1654 году. Совпадение по времени не могло быть случайным. Чудотворная икона становится небесной покровительницей Шуи. По мнению Игоря Смирнова, в Шую под ее защиту от болезней и бед стремился мастеровой люд, чтобы на отмеченной Богом земле жить и трудиться, вести торговые дела. Сюда приезжают ремесленники – кузнецы, кожевенники, сыромятники, скорняки, мыловары. Чуть позднее появляются полотняные мануфактуры. Население Шуи стремительно растет. Шуя, входящая в состав Суздальского уезда, сама становится уездным городом. 
В XIX веке Шуя — не только значимый торгово-промышленный центр страны, но и один из самых благоустроенных городов Российской империи с высоким уровнем просвещения и культуры. К началу XX века Шуя – крупный город Владимирской губернии, по численности населения лишь немногим уступавший столице губернии. 
 
Город – это, прежде всего, люди. В те времена они умели быть благодарными. И благодарили они за свои успехи в делах Шуйскую-Смоленскую икону Божией Матери. Наши предки не жалели денег на строительство и убранство храмов, а все лучшее, что видели, старались принести в город. Недаром в архитектурном облике Шуи закрепились черты столичного Петербурга. Печально, что многое из той красоты мы растеряли в лихие революционные годы. Жаль, что сошли с дороги наших предков и нарушили их традиции, потеряли любовь к Богу, да и саму чудотворную икону не смогли сохранить. 
Шуйская земля богата талантами, начиная от князей Шуйских, рода Цветаевых, поэта Константина Бальмонта, предпринимателей-благотворителей (купцов и фабрикантов). Оставили свой весомый вклад шуяне в Великой Отечественной войне, в освоении космоса, в экономической и культурной жизни страны. И сейчас наши земляки своими именами прославляют Шую далеко за ее пределами. Спасибо ей - Шуйской чудотворной иконе, которая незримо остается с нами. Ежегодно 10 августа совершается праздничный молебен и проводится крестный ход в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. В этот день связь с небесной покровительницей Шуи особенно сильна. 

В тему

С 7 по 10 августа в Ивановской области проходит Богородичный покаянный крестный ход в честь 100-летия подвига Шуйских новомучеников. 

Торжественное шествие началось из Южского района ранним утром 7 августа от поклонного креста у села Мугреево-Никольское. Верующие идут через Южский, Палехский, Шуйский районы до Воскресенского собора в Шуе, где 10 августа состоится самый значимый для города и Шуйский епархии ежегодный праздник в честь Шуйской-Смоленской Иконы Божией Матери с соборным служением Божественной Литургии и крестным ходом.