Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

В детстве мы еще не знаем, как сложится наша жизнь. Часто не задумываемся над тем, что когда-то мы будем осваивать ту или иную профессию, и возможно, нам придется переехать в другой город. Сегодня мы расскажем о человеке, который родился не в Шуе, но большую часть жизни провел в городке на Тезе.

Виктор Васильевич Агафонов родился в Зарайске. Это древний город с богатой историей. Там есть белокаменный кремль, построенный в 16 веке, около 4 метров от земли — белый камень, выше — красный кирпич. Виктор Васильевич говорит, что толщина стен у него такая, что можно спокойно проехать на тройке лошадей. Во времена нападения татар кремль служил городу защитной крепостью, намного позднее там располагалась школа-семилетка, которую и закончил Виктор Агафонов в 1948 году.
Способный парень поступил в Московский лесотехнический институт, по окончании которого выпускников ждало распределение. У Виктора Васильевича было несколько вариантов, куда можно было поехать работать: на деревообрабатывающий комбинат в Зеленодольск, лесопильный завод в Галиче, в Севастополь или на гармонную фабрику в Шую.
- Меня больше всего привлек вариант поступления на работу на гармонную фабрику, - рассказывает Виктор Васильевич. - Но в отделе кадров я честно признался, что мне медведь на ухо наступил. Не помешает ли это работе? Мне ответили, что «слухачей» там много, а мне нужно будет заниматься развитием производства.
И вот 6 августа 1953 года В.В. Агафонов был принят на гармонную фабрику на должность мастера деревообделочного цеха. Сначала он работал мастером, потом — заместителем начальника, с 1955 года стал начальником сборочного цеха гармонной фабрики. А с 1962 года и почти до пенсии работал главным инженером.
За время работы на Шуйской гармонной фабрике Виктор Васильевич внедрил несколько нововведений в процесс производства. Все эти, как теперь говорят, ноу-хау значительно облегчили работу и улучшили производство. Разработанные им технологии и по сей день используются.
Например, благодаря рационализаторским идеям Виктора Васильевича на фабрике усовершенствовали способ приклейки резонатора. Далее распиловка заготовок стала производиться набором пил на фрезерном станке (до этого пилили на круглой пиле). Но круглая пила не давала нужной точности, частоты обработки, да и мелкие детали там не напилишь.
Еще одно нововведение Виктора Васильевича — шаблон для корпусов гармони. Раньше корпуса были нестандартные, каждый подгоняли к другому, нумеровали, чтобы правый сошелся с левым. Это было неудобно. Стандартизация сыграла положительную роль.
Но и это еще не все. Виктор Агафонов имеет немало наград. Предмет особой гордости — бронзовая и серебряная медали Выставки достижений народного хозяйства.
- Вообще существует пять критериев качества гармошки: красота, звучность, удобство исполнения, надежность и долговечность. И вот при изготовлении гармошек все это надо учитывать. С 1962 года мы стали выпускать гармони по индивидуальным заказам, - вспоминает ветеран уникального производства. - Это инструменты более высокого качества, с уплотненными голосовыми планками, более точной настройкой. Кроме того, палехские художники нам расписали несколько гармошек. Потом я применил для украшения ювелирный камень из Чехословакии. В Приволжске и в селе Красном на Волге мы брали камни, которые на ювелирных заводах считались браком. Эти камни давали дивный отблеск.
К Выставке достижений народного хозяйства шуяне как раз и подготовили гармошки с камнями. Дизайнеры расположили в зале гармони так, что невидимые лучики света падали на эти камушки, и они так сияли, что все входящие на другие инструменты и внимания-то не обращали.
- Мне об этом рассказали намного позднее другие участники, да еще добавили, что мне не серебряную, а золотую медаль надо было давать, - улыбается мой собеседник.
Хоть Виктор Васильевич и говорит, что не имеет музыкального слуха, однако заметил еще один недочет в производстве гармоней, который можно устранить.
- Мы всегда делали гармошки такие: в левой части октава — семь планок, а у туляков (на крупнейшей Тульской гармонной фабрике) — восемь, - вспоминает Виктор Агафонов. - Взял я два самоучителя игры на гармони. Проверяю, где применяется вот та восьмая планка октавная, в каких песнях. Ни у одного, ни у другого самоучителя нет такой информации. А в ту пору было очень трудно получить голосовую планку, ее делала только Тульская фабрика на итальянском оборудовании и не успевала всем фабрикам страны сделать, по их заказам.
Вот и предложил наш герой отменить восьмую планку. Лично поехал в Тулу, чтобы доказать, что она не нужна. А перед этим из Архангельска приезжал «король гармони» С.К. Привалов. Лучше его никто не играл на гармошке в то время. Виктор Васильевич обратился к нему за профессиональной консультацией, нужна ли эта кнопка. Он уверенно сказал, что она не нужна, лишняя.
- В Туле собрали техсовет, я зачитал свое предложение, - продолжает свой рассказ рационализатор. - Они говорят, мол, что восьмая планка обогащает инструмент, и она нужна. Я спросил, играет ли кто-то из них на гармони. Никто. Пригласили работников, которые играют. Пришел рабочий. Я попросил его сыграть на их гармошке и задействовать эту лишнюю, на мой взгляд, кнопку. А он в ответ: «А зачем? Мы ее спичкой затыкаем, она не нужна. Сколько раз говорили об этом, нас не слушают»...
В итоге решено было восьмую планку отменить, и делать ее только по индивидуальным заказам.
Шуйская гармонная фабрика образована 9 мая 1935 года. Виктор Васильевич проработал на ней 42 года. В те времена фабрика выпускала 1600 гармошек в месяц, из них 80 — на заказ. Очередь на заказ гармошки тянулась длинным списком, состоящим из двух тысяч гармонистов. Ведь в те годы гармонисты ценились на вес золота — без них не обходились ни свадьба, ни юбилей, ни демонстрация. С 1961 года фабрика стала выпускать еще и аккордеоны. А во время войны на фабрику за гармошками приходили даже из воинских частей.
Но, как и любому предприятию, шуйской гармонной фабрике приходилось переживать и непростые времена. Было время, когда спрос на продукцию упал. И тогда ситуацию спасла Зоя Быстрова, корреспондент газеты «Правда». В своей статье «Чайки из Шуи» она рассказала о «Шуйской гармони», и от заказов отбоя не было.
Несмотря на то, что Виктору Агафонову пришлось покинуть родной Зарайск, он ни разу не пожалел о сделанном выборе. Сейчас «Шуйская гармонь» работает не в том режиме, как раньше. И Виктор Васильевич от души желает фабрике, чтобы спрос на продукцию всегда был.

Юлия ЖУКОВА.
Фото автора.