Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A
Александр Цветков, Вениамин Цветков, Алексей Матвеев, Сергей Сологуб и Егор Власкин.  / Фото из архива мастерской «Пластика».

Шуйские мастера возвращают к жизни убранство знаменитого собора Санкт-Петербурга

В январе в Смольном соборе Санкт-Петербурга открылась необычная выставка. На ней представлены элементы резного декора, которые в ближайшее время соберутся в иконостас этого знаменитого на весь мир храма. Замечательно, что к этому важному делу причастны наши земляки – шуйские резчики из Творческой мастерской храмового искусства «Пластика».
«Пластика» существует в Шуе с 2010 года. Ее деятельность связана с изготовлением скульптурного и резного убранства православных храмов. Работают в мастерской удивительные, творческие люди - член Союза художников России (Ивановское отделение) Вячеслав Алексин, диакон Алексей Матвеев, трое молодых художников – Александр Цветков, Сергей Сологуб и Егор Власкин. Возглавляет мастерскую член Ивановского отделения Союза художников России Вениамин Цветков.
Старший состав мастеров - Вениамин Цветков, Вячеслав Алексин, отец Алексей Матвеев посвятили творчеству уже четверть века. У них за плечами не одна выставка, работа в крупных реставрационных проектах. Вот и последняя работа, хоть еще не завершенная, но уже оформившаяся в выставку, говорит многое о мастерах и уровне их профессионализма.

Смольный собор Санкт-Петербурга спроектировал знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. Храм был частью монастырского комплекса, при котором существовал небезызвестный Институт благородных девиц. В послереволюционное время Смольный монастырь был упразднен. Храм сохранился, но его внутреннее убранство, иконостас были разрушены. Возвращение к жизни убранства Смольного стало задачей наших земляков.
Изначально иконостас был выполнен в стиле, получившем в русском искусстве название «елизаветинское барокко». Его отличает текучесть причудливых линий, сложность светотеневой игры объемов, создаваемая лепкой, общая живописность.

Шуйские мастера ставили перед собой непростые цели – воссоздать утраченный облик произведения. В качестве опорного материала художники располагали старыми архивными черно-белыми фотографиями иконостаса собора. Они явились бесценным историческим материалом, источником, позволившим реконструировать резьбу и убранство. Однако эти фотографии в силу технических возможностей съемки того времени не позволяли сложить детальное представление обо всех частных элементах декора.
Мастера провели большую работу - фрагменты убранства художники прорисовали в графических эскизах со всеми деталями, по которым были вылеплены макеты в пластилине в натуральную величину. Этот этап был подготовительной частью работы и предварял воплощение произведения непосредственно в материале. Вылепленные модели утверждались авторитетным советом курирующей работу организации.

20210101 123401

Художественной особенностью декора иконостаса стало сочетание растительных мотивов и фигур ангелов. / Фото из архива мастерской «Пластика».

Художественной особенностью декора иконостаса стало сочетание растительных мотивов и фигур ангелов. Следуя стилистической логике барокко, ангельские головы и фигуры сложными ракурсами причудливо компоновались в общий орнамент резьбы. Приходилось учитывать особенность восприятия фигур с нескольких точек обзора. Шуйские мастера как опытные резчики, тонко чувствующие материал, смогли понять и передать дух эпохи елизаветинского барокко во всей сложности ее причудливых форм, трепете линий и игре объемов.
Трудности воссоздания убранства состояли в том, что имея под руками лишь плоскостной материал - графические эскизы, выполненные по размытым очертаниям старых фотографий, мастерам предстояло создать выразительное по характеру объемное произведение.
Разрешить эти трудности удалось благодаря командировкам в Санкт-Петербург, где художники получили возможность увидеть аналогичные произведения. Внутреннее убранство и резьба иконостасов Сампсониевского и Владимирского соборов, Никольского морского собора в Санкт-Петербурге, стилистические аналогии архитектурных памятников Петергофа и Царского села - все посещенные места стали для мастеров ценной школой, позволившей «вживую» почувствовать стиль барокко и технические тонкости работы над подобными произведениями. Важную роль сыграло посещение музея Академии художеств, где мастерам показали сохранившиеся фрагменты золоченой резьбы барочных иконостасов Санкт-Петербурга.

Все увиденное стало незаменимым материалом для совершенствования мастерства художников. Графические эскизы превратились в объемные модели, которые со временем стали успешно воплощаться в материале. Постепенно утраченный иконостас известного на весь мир собора возвращается к жизни благодаря таланту и труду шуйских мастеров.