Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A
Естественно, двухсотлетние изображения пострадали, но библейские сюжеты все же хорошо просматриваются.

При реконструкции Крестовоздвиженского храма обнаружены фрески, которым более двухсот лет

Не так давно «Шуйские известия» рассказывали о восстановлении храмов Крестовоздвиженского и Георгия Победоносца на Театральной улице. Дело спорится, работа кипит, и реконструкция, а вернее, пока разбор пристроек советских времён, продвигается довольно быстро. И перед шуянами предстают удивительные открытия.
При демонтаже третьего этажа Крестовоздвиженского храма рабочие обнаружили своды, которые в советские годы были закрыты потолком, а на них - фрески, написанные более двух веков назад. Конечно, роспись находится не в самом лучшем состоянии — всё-таки столько лет без реставрации, да и многочисленные пожары в здании не прошли бесследно. Но важен сам факт, что древние фрески сохранились и их можно восстановить.
Как рассказал корреспонденту «Шуйских известий» краевед Владимир Жданов, в Шуе только в Преображенском храме сохранились оригинальные, дореволюционные фрески. Во всех остальных возвращённых к жизни церквях города роспись новая, сделанная современными мастерами. По словам Владимира Юрьевича, восстановить оригинальные фрески Крестовоздвиженского храма — дело сложное и затратное. Но, думается, нужно обязательно сохранить эту красоту для потомков.
Краевед отметил, что фрески - работа артели братьев живописцев-иконописцев Тимофея, Епифана и Василия Медведевых из Тейкова. Мастера были от Бога. Они известны своими стеновыми росписями храмов Санкт-Петербурга, Ярославля, Владимирской, Ярославской, Саратовской, Костромской и Вологодской губерний. А расписанный их руками Крестовоздвиженский храм считался одним из самых красивых во Владимирской губернии.
Оплатил работу иконописцев известный в Шуе купец и меценат Василий Максимович Киселёв. В Ивановском архиве, как рассказал Владимир Жданов, в одной из «Маклерских книг (найма) слуг и рабочих людей» за 1814 год сохранилась информация о заключении контракта на роспись. Работы начались в 1815 году и продолжались два года.
Напомним, что 12 мая 1837 года Крестовоздвиженский храм посетил наследник российского престола Великий князь Александр Николаевич, будущий Император Александр II в сопровождении поэта В.А. Жуковского и историка К.И. Арсеньева.
Важно отметить, что несмотря на прошедшие столетия, копоть от пожаров, некоторые цвета и сейчас выглядят очень ярко и насыщенно. Да, умели люди создавать произведения искусства на века. Роспись не уступает фрескам в знаменитых итальянских храмах эпохи Возрождения. Видимо, даже в богоборческие времена ни у кого не поднялась рука сбить эти фрески или закрасить. Роспись просто закрыли деревянным потолком, который и спас живописные библейские сюжеты от глаз ярых атеистов.
Интересно, работавшие в этом здании в советские годы люди знали, что над их головами кроется такая красота?

Справка
Фреска неразрывно связана с конкретным храмом. Византийские и славянские фрески композиционно и тематически строго согласованы с архитектурным обликом храма, ведь каждое из зданий имеет в определенной степени уникальную форму. К примеру, если здание имеет полукруглые стены, фрески будут размещаться по иному принципу, нежели в храме с прямоугольными внутренними помещениями.
В храме, расписанном фресками или украшенном мозаикой, вы как будто попадаете прямо в небесное пространство. Собственно, весь храм являет собой целостный образ Небесного царства.