Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Более ста фоторабот представлено на межрегиональном конкурсе

Есть такие выставки, на которые хочется приходить неоднократно. В первый раз - на открытие. Как известно, любая презентация, становясь центром культурного пространства, притягивает людей знающих, опытных, понимающих. Здесь есть с кем пообщаться, обменяться мнениями и завязать полезные знакомства. Поэтому не удивительно, что межрегиональный Шуйский фотофестиваль им. Ф.В. Никонова привлек очень много фотографов. В одиннадцатый раз профессионалы и любители представили свои лучшие работы в Шуйском историко-художественном и мемориальном музее им. М.В. Фрунзе.
В наши дни, кажется, нет ничего проще, чем фотографировать. Сейчас каждый - «сам себе фотограф». Любой, кто имеет мобильный телефон, - пейзажист, а тот, кто купил палку для селфи, в миг становится портретистом. На деле все обстоит иначе.
Фотограф - это человек, который чувствует и видит по-особому, он с помощью камеры может передать красоту обычного предмета. А вы когда-нибудь замечали, как здороваются фотографы-профессионалы? Делают они это по-особому. Пожимая руку товарищу, обязательно постараются рассмотреть его фотоаппарат, обратят внимание на объектив и удовлетворенно поцокают языком. А еще они очень спокойно реагируют на вспышки фотокамеры, знают, что значит каждый кадр для журналиста. Они не кокетничают и не позируют, понимают, как важен угол восприятия другого человека.
На открытии выставки всегда многолюдно, шумно и кажется, что тебе не хватает пространства - ты боишься помешать другому посетителю. То надо отстраниться от фото, то подойти поближе, чтобы рассмотреть каждую деталь.
В будни в залах музея спокойнее, пустыннее, если так можно выразиться. Ты слышишь цокот своих каблучков, упиваешься тишиной и безграничной красотой работ. Половодье чувств, иных, отличных от тех, что ты испытал на открытии вернисажа, охватывает тебя, и ты погружаешься в мир прекрасного. Именно это почувствовала я, впервые позволив себе прийти в музей после официального открытия выставки.
На нынешнем вернисаже им. Ф.В. Никонова сто девять фотографий разных жанров и направлений, но нет ни одной случайной, «проходной» работы, на которой не хотелось бы задержаться взглядом. Даже без посетителей выставочные залы наполнены неповторимой энергетикой, они как-будто живут своей, особенной, музейной жизнью.
Туманная панорама «Закат» В. Никитина поет протяжным народным напевом. Рядом в зеркале реки нежным бархатом отражается небо, таким видит живописный берег А. Александров. Опасливо-юмористической ноткой звучит работа «Слава Богу, разошлись» С. Некрасова. «Монументальный портрет» М. Голикова соседствует с «Любимым увлечением», в котором Михаил превращает частную бытовую историю человека с мобильным телефоном в символ современного бытия. «Изюминка» работы Л. Волковой «Салют родному городу» - размытые краски праздничного фейерверка. Д. Коржаев представил серию фоторабот, в которой постарался передать красоту родного края. Видя золотые купала храма, запечатленные Дмитрием, ощущаешь теплоту и умиротворение.
Грандиозную панораму Воскресенского храма представил на суд зрителей В. Жданов. В ней раскрыта незабываемая красота внутреннего убранства храмового комплекса, изя­щество сводов и тончайшего рисунка лика святых. Глядя на работу, язык не поворачивается назвать ее фотографией. Эта настоящая картина! Она чем-то отдаленно напоминает инсталляцию. Ты словно сам находишься внутри христианской святыни и становишься участником событий. Работа поражает большими размерами.
Тишиной дышит «Утро в городском парке» С. Пиголкина, осенней прохладой - «Сиреневый туман» В. Прозорова. Работы В. Ковалева никогда не спутаешь с работами других авторов. У профессионального художника, фотографа и просто замечательного человека, как говорится, «свое перо».
Свой почерк и у начинающего фотографа С. Бабанова, представившего портрет своей молодой супруги, и у А. Александрова. На выставке широко представлена концептуальная фотография, передающая зрителю какую-то конкретную идею или сюжет. Интересна манера съемки А. Коноваловой. Невозможно пройти мимо работ лауреата премии ЮНЕСКО «За сохранение историко-культурного наследия России» Владимира Алексеева, фотографа-издателя, заявившего о себе умением видеть и запечатлевать действительность. Его социальный проект «Фактор ПЕ» завораживает простотой и в то же время глубиной сюжета. У фотографий Владимира нет подписей. «Они не нужны. Фотографии говорят сами за себя, а воображение дорисует образ увиденного», - пишет в краткой аннотации к своему проекту автор.
Настоящий фотограф замечает все, а потом, словно знатный повар, убирает лишнее, сгущает все до нужной консистенции и дарит зрителям остроту этого мира. Зная это, понимаешь: для того, чтобы как следует распробовать эту остроту, почувствовать вкус свободы, ощутить необъятность и полноту окружающего мира, нужно прийти на выставку в самое малолюдное, свободное от посетителей время.
Прийти, чтобы восхититься увиденным, услышать внутренний голос своих собственных чувств, насладиться ассоциациями и найти среди ста девяти фотографий ту, которую будешь помнить всю жизнь.

Ирина КЛИННИКОВА.