Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

К 350-летию прославления Шуйской Смоленской иконы Божией Матери

10 августа мы отметим 350-летие со дня прославления главной святыни Шуи – Шуйской-Смоленской иконы Богородицы. К этому знаменательному событию краевед Б.Л. Макарьянц, длительное время занимающийся исследованием традиционных форм почитания чудотворной Шуйской иконы, подготовил новую книгу: «История почитания иконы Божией Матери Одигитрии Шуйской». В книге исследуется происхождение Сказания об иконе, упомянуты престолы, освященные в честь чудотворного образа, уточняется хронология церковного празднования событий, связанных с иконой. Ко дню праздника прославления Шуйской иконы издается сокращенная версия книги Б.Л. Макарьянца. В данной публикации приводится глава из новой книги.

 

Святые престолы и праздники в честь Шуйской иконы Божией Матери

Людям, которые интересуются историей своего края, хорошо известно, что между явлением Шуйской иконы Божией Матери во время моровой язвы 1654-1655 годов и прославлением этой иконы в июле 1667 года минуло 12 лет. Обетная икона Божией Матери была написана шуйским мастером в октябре 1655 года. Решение 1667 года о прославлении иконы было принято, опираясь на события предыдущего 1666 года, когда в течение только трёх дней празднования 28-30 июля в честь «Пресвятыя Богородицы Одигитрия» произошло около 40 исцелений. А всего за июль, август и сентябрь 1666 года было записано сто три исцеления.
За прошедшие с той поры три с половиной столетия святой образ Божией Матери стал одной из чтимых икон междуречья Оки и Верхней Волги. Всероссийское прославление сделало возможным не только повсеместное почитание самой иконы и её священных списков, но и способствовало устроению престолов во славу Шуйской Одигитрии. Алтари в честь чудотворной иконы в разное время были освящены в трёх крупных поволжских городах: Ярославле, Нижнем Новгороде и Костроме. Общее число престолов во славу шуйской святыни в начале ХХ века было уже не менее десяти. История создания каждого из этих алтарей интересна по-своему, а собранная воедино, являет духовное усердие всех сословий русского общества.
Главный престол во славу Шуйской Одигитрии был устроен в шуйской Воскресенской церкви в честь обретённой осенью 1655 года новой святыни. Всероссийское прославление иконы с титулом Одигитрии Смоленской состоялось 28 июля 1667 года. Воскресенская деревянная церковь, где произошло соборное прославление, располагалась на восточной окраине посадской слободы, возле тракта на Кострому. Церковь имела верхний престол, освященный в честь Воскресения Христова, и нижний – во имя святителя Николая. В приходе Воскресенской церкви, принявшей новую святыню в свои стены, и ранее почиталась икона Одигитрии. Задолго до событий 1655 года, в писцовой книге Афанасия Векова (1629), в алтаре Воскресенской церкви упомянута оборотная выносная икона Одигитрии с изображением на реверсе святителя Николая, небесного покровителя храма: «да на престоле образ Пресвятые Богородицы Одигитрея на золоте, на другой стороне на той же цке образ Николая Чудотворца». При этом составитель книги отметил, что «образы де, и книги, и сосуды церковные, и все церковное, и колокола, – строение мирское», то есть образ Одигитрии был выбран в качестве напрестольного по желанию прихожан.
При пожаре 1652 года, о котором упомянуто в собрании старинных актов В.А. Борисова (1853), икона оказалась частично повреждена, и это, видимо, послужило одним из мотивов к принятию решения о написании новой иконы Одигитрии во время моровой язвы. После всероссийского прославления «новописанной иконы» последовало повышение статуса посадской церкви до соборной, что обязывало к масштабному переустройству храма. Вскоре было принято решение о строительстве зимней и летней церквей и перемещении Никольского престола в малое здание тёплой церкви. Дата освящения нового престола в честь Одигитрии Смоленской неизвестна, но есть сведения, что он был устроен уже в деревянном строении, в нижней церкви, вскоре после архиерейского богослужения 28 июля 1667 года, когда была официально прославлена икона. Так, в докладе посадских людей архиепископу Стефану от августа 1667 года указано, что одно из исцелений произошло «в церкви Пресвятыя Богородицы <…> от образа, на литургии в большой выход». Но завершение работ по строительству двух каменных зданий соборного ансамбля, по сведениям В.А. Борисова (1851) и И.М. Лядова (1863), следует отнести к 1690 году, когда Суздальскую кафедру занимал митрополит Иларион (1682–1708). Тогда же были впервые «обновлены в камне» и другие шуйские храмы: Казанская церковь при Троицкой пустыни (1692), Крестовоздвиженская церковь (1693) и Спасская церковь (1696).
Строительство каменной двухъярусной Преображенской церкви села Волокобино Шуйского уезда происходило в те же годы. Обращает на себя внимание, что время освящения её нижнего престола в честь Смоленской иконы Богоматери произошло в том же 1690 году. Есть основания полагать, что здесь была прославлена также святыня из Шуи. Здание церкви в своей усадьбе Волокобино возводил царский стольник, дворянин Пётр Осипович Воронов, шуянин по происхождению, в детстве переживший эпидемию чумы. Новая двухъярусная церковь, изначально имевшая статус домового храма, повторяла устроение шуйской Воскресенской церкви (тогда ещё посадской), а храмозданная грамота церкви была подписана митрополитом Иларионом, то есть посвящение престола Богородичной иконе было одобрено им лично.
Судя по деловой переписке и книгам свидетельства 1667 года, перед комиссией архиепископа Стефана прежде всего стояла задача подтверждения чудотворной славы иконы из Шуи. Тот факт, что её рисунок заметно отличается от известного Смоленского извода, стал предметом отдельного изучения, затянувшегося более чем на два десятилетия. Сейчас трудно установить причины столь долгого обсуждения священного статуса иконы из Шуи. Возможно, что достойное почитание новой иконы сдерживалось настроениями, исходившими от раскольников. Некоторое время могли занять поиски старших аналогов образа Божией Матери из Шуи в архивах Иконного приказа. Митрополиту Илариону, принявшему Суздальскую кафедру в 1682 году, также потребовался определённый срок для подготовки этого богословского вопроса к соборному обсуждению.
Причинная связь целого ряда событий восходит именно к 1690 году, когда, по-видимому, и произошло признание равночестия Одигитрии из Шуи и Одигитрии из Царьграда. К этому событию была составлена Похвала «Пренасвятейшей и Пречистей Приснодеве Богородице Марии, на чудотворную и цельбоносную ея и честную икону Одигитрия, сущия во граде Шуи». На значимость этого года в развитии почитания иконы из Шуи указывает и хронология создания престолов в её честь в ростовской и суздальской епархиях. Все новые престолы во славу иконы из Шуи в тот период времени освящались как главные. В самом Суздале, при правлении святителя Илариона, в 1696 году была освящена новая каменная церковь в честь иконы Божией Матери Смоленской. Титул Шуйской при этом не упоминался, но взаимосвязь обновления соборного комплекса в Шуе (1690) и закладки этой церкви в Суздале представляется логичной. Строительство каменной церкви в то время занимало около 5 лет. Кроме того, ансамбли Воскресенского собора в Шуе и Смоленской церкви в Суздале имеют схожие архитектурные черты.

Б.Л. Макарьянц (г. Саров).
(Продолжение следует).