Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Как не попасться на удочку «энергетических» мошенников

В редакцию газеты позвонила наша давняя подписчица Нина Ивановна. Поводом стал звонок на домашний телефон. Девушка, представившаяся на другом конце провода Оксаной, сообщила, что является представителем энергосбытовой компании и предложила сверить показания электросчетчика. Нина Ивановна, ничего не подозревая, продиктовала показания своего прибора учета электрической энергии.
«Вот как? – тревожным тоном переспросила Оксана. – Давайте еще раз уточним ваш адрес». Пожилая женщина, которая из своих семидесяти четырех лет почти полвека проработала учителем в школе и еще не утратила веру в человечество, назвала свой адрес.
- Минуточку, сейчас сверюсь с нашей базой. Нина Ивановна, к сожалению, ваш счетчик неисправен, - в голосе Оксаны было столько искреннего сочувствия и сострадания, что пенсионерка даже подумала про себя: «Вот ведь какие заботливые люди работают, переживают за простой народ».
А Оксана, не давая женщине опомниться, в самых черных красках расписывала владелице «неисправного» электросчетчика печальные последствия, которые обрушатся на голову бедной Нины Ивановны. Тут тебе и все семь кругов ада, и геенна огненная, и пени, и даже административная ответственность.
Бывшая учительница, которая за всю свою многолетнюю педагогическую деятельность сеяла только разумное, доброе и вечное, не на шутку перепугалась. Но Оксана, добрая душа, успокоила: горю пожилой женщины можно помочь, тут и дел-то – раз плюнуть. Хоть завтра к ней примчатся «высококвалифицированные специалисты», которые поставят новый счетчик. Цена вопроса – каких-то жалких 5000 рублей. Дешевле только даром.
Нина Ивановна взяла, выражаясь спортивным языком, тайм-аут, решив взвесить все «за» и «против». Муж ее давно умер, дети выросли и разлетелись в разные концы нашей необъятной страны, а подруги ничего посоветовать не смогли. Вот поэтому и решила женщина обратиться за помощью в родную «районку».
Проблему читательницы мы изложили в виде запроса и отправили в департамент энергетики и тарифов Ивановской области. Ответ не заставил себя долго ждать. Оказалось, что в последнее время фиксируются случаи, когда различные организации принуждают потребителей оплатить замену или установку приборов учета электрической энергии. Схемы здесь самые разные.
Например, ЖКХ - аферисты вешают на дверях подъездов многоквартирных домов объявления, навязывающие гражданам установку электросчетчиков. При этом подобные объявления написаны тоном, не терпящим возражения: «3 ноября в вашем доме будет проводиться обязательная замена приборов учета потребления электроэнергии (электросчетчиков). Для пенсионеров, инвалидов и ветеранов - льготная цена».
Бывает, что «письма счастья» с подобным текстом жильцы находят в своих почтовых ящиках. Как правило, письма эти не персонифицированы, из той же серии, что и «на деревню дедушке от Вани Жукова». Понятно, что подобные объявления рассчитаны, прежде всего, на пожилых людей, которые очень ответственны и дисциплинированы.

Правоохранительными органами фиксировались и такие случаи, когда молодые, вежливые люди в новенькой с иголочки спецодежде прямо на улице подходили к пожилым людям и сообщали, что в доме они одни до сих пор не поменяли старый электросчетчик на прибор нового образца. И опять для убедительности в ход шли побасенки о штрафных санкциях. Некоторые без вины виноватые растерянные граждане выполняли все требования нечистых на руку электриков.
В связи с этим департамент энергетики и тарифов Ивановской области напоминает: любые предложения оплатить замену или установку счетчиков электроэнергии незаконны. Начальник департамента энергетики и тарифов Ивановской области Евгения Морева призвала жителей региона с осторожностью относиться к любым предложениям оплатить замену или установку счетчиков электроэнергии. «Теперь такие требования незаконны», – подчеркнула она.
Напомним, с 1 июля текущего года установку и замену приборов учета во всех многоквартирных жилых домах осуществляют гарантирующие поставщики электрической энергии, а в индивидуальных жилых домах и коммерческих объектах недвижимости это является обязанностью соответствующих сетевых компаний. Потребители оплачивают эту процедуру не напрямую, а в составе тарифа на электроэнергию. В отдельных случаях эти расходы будут учитываться в составе платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
При этом замена существующих приборов учета электрической энергии или их установка проводится не одномоментно, а по мере необходимости: при отсутствии приборов учета, при выходе их из строя, по истечении срока эксплуатации или по истечении интервала между поверками счетчика.
Так как же должна была поступить после телефонного звонка Нина Ивановна? Если вам позвонили от якобы поставщика электроэнергии и попросили продиктовать показания электросчетчика, просто вежливо попрощайтесь, а затем перезвоните в свою энергетическую компанию и уточните, действительно ли она собирает показания приборов учета?
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области еще раз предупреждает: если ваш счетчик электрической энергии вышел из строя или наступил срок его поверки, оплачивать его замену обязана сбытовая или сетевая компания за свой счет.

 

В тему
Основания и причины
для замены электросчетчиков
- у потребителя установлен счетчик устаревшей модели. Технические характеристики прибора должны соответствовать установленным правилам. Так, счетчик должен быть рассчитан на определенную силу тока, с учетом более мощных приборов-потребителей. Также он должен обладать классом точности не менее 2,0;
- у прибора истек срок службы. Он составляет 16 лет;
- срок проверки прибора был просрочен неоднократно;
- у прибора имеются серьезные дефекты корпуса, к примеру, разбит экран, имеются трещины, сколы. Обычные царапины и потертости не являются поводом к замене.
- у электросчетчика имеются следы вскрытия, отсутствует пломба, обнаружены какие-либо вмешательства в его работу;
- прибор неисправен;
- сотрудники организации-поставщика услуг вынесли предписание о замене электросчетчика. Это может произойти из-за того, что были обнаружены неисправности, отклонение от установленного режима работы;
- при переходе на многотарифный учет потребления коммунальной услуги (двухтарифный или трехтарифный). Для этого требуется установить прибор другой модели;
- при наличии желания владельца.

Независимо от причины, смена счетчика должна производиться в установленном законом порядке. Собственник жилища, даже при условии, что он приобретал прибор за собственные средства, не вправе самостоятельно снимать показания старого прибора и пломбировать новый.