Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

С каждым днем в мире появляется все больше и больше различных технических новшеств: цифровое телевидение, интернет-телефония, банковские карты, онлайн-кабинеты... Вместе с прогрессом, как водится, появляются те, кто не прочь поживиться за счет простаков. Руки у мошенников настолько длинны, что дотягиваются до наших сбережений, образно говоря, из телефонных трубок. Нет, я не пугаю и не навожу панику, а лишь констатирую факты.
Об уже знакомых и новых видах мошенничества в сети Интернет «Шуйским известиям» рассказал Ярослав Платонов, заместитель начальника полиции по оперативной работе МО МВД России «Шуйский».
- Ярослав Андреевич, какие виды мошенничества сегодня наиболее распространены?
- Наш бич — дистанционное или кибермошенничество. Банки предоставляют свои услуги в виде карт, создаются личные кабинеты и СМС-уведомления. Люди подчас не знают, как ими правильно пользоваться, чтобы не стать жертвой обмана. Дистанционное мошенничество – это звонок по телефону с просьбой, например: «Предоставьте номер карты и идентификационный код на обратной стороне карты». Как правило, такой звонок поступает от лжесотрудника банка. Еще один распространенный способ: в соцсетях «Вконтакте» или «Одноклас­сники» со странички вашего знакомого приходит сообщение с просьбой дать в долг, например: «Дашь 10 тысяч в долг срочно?». Или, наоборот, мошенники предлагают вам принять деньги на хранение. Сейчас значительно реже стали звонить по телефону и, представляясь сотрудником ГИБДД, рассказывать, что ваш родственник попал в ДТП и требуется определенная сумма денег. Лишаются сбережений граждане, потерявшие карту. Потому что нашедший идет в магазин и расплачивается ею.
- Какие опасности подстерегают тех, кто совершает покупки или продает что-то через Интернет?
- Например, покупатель говорит, что живет в Нижнем Новгороде и может перечислить предоплату, чтобы товар зарезервировать. Просит номер банковской карты, а потом и информацию, расположенную на обратной ее стороне. В 99,9% случаев - это обман! Лучше всего сразу прервать разговор, ведь после того, как на том конце провода узнают всю необходимую информацию, с вашей карты пойдет списание ваших накоплений.
- Слышала, что появились новые виды мошенничества?
- И это фальшивые сайты. Их трудно отличить от настоящих. Человек оплачивает будущую покупку, а товар не приходит. При выборе сайта нужно обращать внимание на ссылку в поисковой строке. Зеленый замочек вначале строки — признак оригинального, безопасного сайта. Если замочек серого цвета, то доверять ему не стоит. Или, например, на телефон приходит ссылка на какой-то сайт. Переходить по ней нельзя, чревато неприятными последствиями.
- Кто чаще попадается на крючок аферистов?
- Раньше чаще попадались люди пожилого возраста. Им звонили, говорили, что родственник попал в беду, и требовали денег, бабушки в это верили. А сейчас жертвами мошенников становятся люди любого возраста и, как это ни парадоксально, молодые. Например, недавно заявление в полицию поступило от молодой женщины. Работает на одном из текстильных предприятий города, получает зарплату 25 тысяч. Захотела взять кредит в сумме 1 млн рублей. Одобрение не дал ни один банк. Так она решила в Интернете взять онлайн-кредит и попалась на удочку мошенников. В результате перевела им сначала 15 тысяч, якобы в качестве страхового возмещения, потом еще 16 и еще... В общем, лишилась 36 тысяч рублей.
- Ярослав Андреевич, какие еще уловки используют мошенники?
- Их очень много: сообщения от якобы службы безопасности банка о заблокированных картах, о похищении денег или о том, что вам положены выплаты. Как правило, это срабатывает. Например, человеку сообщают, что он выиграл миллион. У нас не много богатых, поэтому человек хочет получить выигрыш, и ему уже не важно, что просят перевести определенную сумму. На радостях, чтобы получить эфемерные деньги, он готов пожертвовать и перевести свои последние 5-10-20 тысяч. Мошенники давят на внутреннее желание наживы у человека, а в итоге похищают последнее.
- Что же делать, чтобы не лишиться сбережений?
- Запомните: сотрудники банка никогда не звонят своим клиентам и не спрашивают данные их банковских карт. Поймите, что реальный работник банка не нуждается в подробной информации, она вся отражена в базе. К тому же все разговоры банковских служащих записываются. Звонок якобы из банка и фраза «С вашей карты произошло несанкционированное списание» должны насторожить. Это мошенники!
Если знакомые неожиданно в соцсетях обсуждают вопрос перевода денег, не пишите данные карты, прекратите переписку. Просто позвоните им и решите вопрос по телефону. Не переходите по незнакомым ссылкам, особенно, если телефон на платформе андроид. В этом случае телефон заражается вирусом, и у злоумышленников появляется доступ ко всем картам, к которым привязан номер телефона. Лучший действенный способ — не привязывать зарплатные карты к номеру телефона, а снимать наличные через банкомат.
Не бегите сломя голову в ближайшее отделение банка или к банкомату, не переводите деньги, а позвоните родственнику, который якобы попал в беду. В девяносто девяти случаев из ста с ним ничего не случилось. Позвоните родным, и вы поймете, что это банальный обман. Потеряли карту - немедленно заблокируйте, и тогда зло­умышленники ничего не смогут сделать.