Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Алкоголизм, наркомания стали настоящим бедствием в последние годы, можно даже сказать, пандемией 21 века. И, как это ни печально, потребление алкоголя и наркотических средств чаще всего начинается в подростковом возрасте, намного реже – в младшем школьном возрасте. Такое раннее вовлечение неизбежно сказывается на физическом и психическом здоровье ребенка, резко ограничивает круг интересов и снижает интеллект и возможности для дальнейшего обучения. Кроме того, подросток, не имеющий самостоятельных источников дохода, зачастую в поисках средств на удовлетворение пагубных пристрастий вовлекается в криминальную деятельность, совершает противоправные действия.
И, надо сказать, что ребята, злоупотребляющие психоактивными веществами (вещества, способные влиять на ЦНС, вызывая изменения психической активности мозга, влияя на память, внимание, интеллект, эмоционально-волевую сферу, мышление, восприятие и сознание), совсем не обязательно являются детьми из так называемых неблагополучных семей, где имеет место дефицит внимания к подростку и злоупотребление ПАВ родителями. Беда может прийти в любую семью, затянуть в свои сети любого ребенка, не зависимо от социального, финансового и психологического статуса семьи, вызывая психологическую и физическую зависимость.
Врачи-наркологи и врачи-психотерапевты выделяют ряд причин, предрасполагающих факторов развития зависимостей, которые делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся социальные факторы, играющие огромную роль в росте и становлении личности подростка. Это окружение, стереотипы воспитания и поведения в семье, семейные традиции с ранним вовлечение детей к праздникам с употреблением алкоголя, неправильное воспитание по типу гиперопеки или гипоопеки, влияние сверстников и педагогов, тяжелые стрессовые ситуации в семье и т.п. К внутренним относятся наследственность, характериологические особенности, психологические особенности в разные возрастные периоды. К примеру, если мы говорим о ребенке в возрасте до 7 лет, то основной способ его общения с окружающими, способ познания мира – это игровая деятельность. Если родители ребенка в этот период не находят времени на общение, заменяя его модными гаджетами, игровыми приставками, то игровая деятельность может перерасти в компьютерную зависимость. Затем, в младшем школьном возрасте, с 7 до 10-11 лет, ребенок начинает адаптироваться к новым для себя условиям – учеба в школе, взаимоотношения с учителями и одноклассниками, реакция родных на его успехи в школе, из чего формируется его самооценка. В этот период, как никогда, важно выказывать безусловную любовь к детям, поддерживать, и ни в коем случае не допускать сравнений не в пользу своего ребенка, насмешек. Иначе велик риск развития протестных типов поведения, одним из которых может быть прием токсических веществ, уходы из дома с вовлечением в «плохие компании». Подростки отличаются выраженным стремлением к самостоятельности, именно в этом возрасте чаще всего начинают появляться конфликты с родителями и стремление вый­ти из-под их опеки, сделать «по- своему» - как следствие иногда возникает необходимость в новых авторитетах, которыми часто являются лидеры дворовых компаний. А так как подростки еще не обладают твердым характером и не могут идти против мнения большинства, склонны к подражанию либо стараются «насолить родителям» путем употребления ПАВ («назло», «чтобы вам было плохо», «чтобы вы поняли, как мне плохо от вашего давления», или, наоборот, «чтобы вы наконец-то обратили на меня внимание»), то легко вовлекаются в злоупотребление алкоголем и наркотиками под нажимом окружающих сверстников. Позже, с 15-16 до 18 лет, негативные условия окружения начинают восприниматься со свойственным этому возрасту чрезмерным драматизмом, с развитием депрессии, плохого физического самочувствия. Именно пытаясь преодолеть этот дискомфорт, подростки могут употреблять алкоголь и наркотики.
Наследственность как предрасполагающий фактор в плане развития зависимостей включает: заболевания матери в период беременности, родовые инфекции, заболевания в период младенчества, которые могут повлиять на развитие ЦНС. В плане психопатий и психических расстройств, следует отметить, что у детей, у которых родители или ближайшие родственники страдали какими-то психическими расстройствами или типами зависимостей, риск развития зависимостей выше, чем в среднем по популяции (особенно у девочек).
А. Д. Бурджалиева, врач-психотерапевт «ИОНД»,
С. Н. Филиппов, главный врач ОБУЗ «ИОНД».