Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Мир королевских автогонок... Соревнования высоких технологий и человеческих возможностей... Жизнь на высочайших скоростях и максимальных перегрузках... Стать пилотом «Формулы 1» мечтает каждый «кольцевик», а воочию увидеть это зрелище — каждый фанат автоспорта.

- На самом деле, за всем этим внешним блеском скрывается очень большая и тяжелая работа, - рассказывают Д. Смирнов и А. Домнин, побывавшие в качестве судей на российском этапе Гран-При Формулы-1, который проходил с 8 по 11 октября в Сочи.
- А каким образом вы оказались там?
- Дело в том, что любая деятельность в автоспорте должна быть лицензирована. Ну, а так как мы не только организовываем соревнования по ралли, но еще и судим их, то судейские лицензии у нас, разумеется, есть. Мы включены в региональную коллегию судей, в список всероссийской коллегии. Ну, а дальше все очень просто: Ивановская областная федерация автоспорта получила запрос на возможность командирования судейской бригады, соответствующие приглашения были направлены и нам. Ну и не долго думая, мы согласились.
Сначала прошли специальное обучение в Москве, тщательное тестирование, где проверялись не только профессиональные навыки, но и психологические качества. Затем побывали в качестве судей на первой в истории нашей страны национальной формульной серии «Е». И только потом уже была поездка в Сочи.
- Ваши впечатления от этой поездки...
- Честно говоря, непонятные... Первые впечатления самые радужные: тепло, солнце, море, все чисто и аккуратно, отличные гостиницы Олимпийской деревни. Ну, а дальше пошла тяжелая в смысле плотности и напряженности графика работа.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее...
- Начнем с того, что отбой у нас был в полночь, а подъем — в 4 утра. В 5 часов завтрак. Затем ехали на трассу, получали оборудование, нас развозили по постам и пр. Каждый наш день был расписан буквально по минутам: по прибытии каждому судье выдавалась специальная книга с указанием, где он должен находиться в то или иное время. 35 страниц текста с мелким шрифтом. Любое действие должно начаться в то самое время, которое было указано в этой книге. И если указано, что, например, третья сессия свободных заездов гонки Формулы-1 должна начаться в 12 час. 00 мин., то она начнется ровно в 12.00. Минута задержки — штраф в 10 тыс. евро. Единственный раз, когда в расписание были внесены изменения, был связан с аварией, в которую угодил пилот команды Toro Rosso Карлос Сайнс во время квалификационных заездов. Из-за этого квалификацию GP-3 перенесли на воскресенье, нам пришлось на следующий день вставать на два часа раньше и работать на четырех гонках подряд! Это было, конечно, очень тяжело...
- Вы не видели, как произошла эта авария?
- Нет, она случилась не на нашем участке, хотя и не далеко от нас. Мы видели лишь, как остатки болида убирали с трассы.
- Понятно, что эти четыре дня были для вас очень напряженными. Тем не менее с кем-то из гонщиков удалось каким-то образом пообщаться?
- Честно говоря, нам было не до них, а им не до нас. Все были слишком поглощены своей работой. Впрочем, с Себастьяном Феттелем одному из членов нашей бригады все же удалось сфотографироваться.
По сути, мы даже гонку не видели, а всю информацию узнавали из телевизионных новостей или интернета. Ведь мы были всего лишь на одном небольшом участке и не имели возможности наблюдать за всем, что происходило на трассе. Мы приехали не гонку смотреть, а работать. И если, не дай Бог, на трассе что-то случается, то ты должен за минимально возможное время это устранить. При этом надо держать в голове сразу кучу всевозможных запретов: пилоту помогать нельзя (для этого есть специальные люди), к машине можно прикасаться лишь за колеса и задний спойлер. Честно говоря, зная, что болид стоит миллионы евро (стоимость одного руля 50 млн), мы и сами старались держаться подальше от них.
- Во время гонки произошел инцидент с одним из ваших коллег: едва он успел убрать отвалившийся элемент одного из болидов и на несколько шагов отбежать в сторону, как по этому месту промчался один из пилотов...
- Да, после гонки этот инцидент подробно разбирался, но каких-то «оргвыводов» по этому поводу делать не стали. Отнесли это на счет человеческого фактора.
- Время проведения сочинского этапа Гран-при Формулы-1 хотят перенести на другое время, сделать гонку ночной. Как вы думаете, не увеличит ли это количество инцидентов на трассе?
- Ну, во-первых, ее хотят сделать не столько ночной, сколько вечерней, как в Абу-Даби. А во-вторых, экстрима хватало и здесь. Гонка проходила тогда, когда солнце уже клонилось к закату, и на одном из участков трассы оно било пилотам прямо в глаза. А если этот момент удастся исключить, сдвинув гонку по времени, а организаторы установят мощное освещение, то почему бы и нет... В общем, съездим — узнаем, как это будет: мы уже получили приглашение обслуживать Гран-При России следующего года.
Беседовал Роман ПЕРИЛОВ.