Телефоны редакции: 4-30-13; 3-81-28 (код города 49351)

A A A

Недавно в «Павловском» при полном аншлаге и под шквал аплодисментов прошёл концерт народного ансамбля «Шуйская гармоника» под руководством Заслуженного работника культуры РФ Владимира Морозова. Выступление «Шуйских гармоник» - это всегда праздник, веселье! Как выйдут на Арбат в ярких расшитых рубахах, развернут меха гармошек, так ноги сами в пляс пускаются... Вот и на концерте участники ансамбля продемонстрировали виртуозное владение инструментом, ещё раз доказав, что им по плечу и русская народная песня, и плясовые наигрыши, и сложные классические произведения, и песни, которые исполнил В. Ортынский.

Но истинным украшением концерта стали ученики В.И. Морозова, который в школе искусств уже много лет ведёт класс гармони, Георгий Архангельский, Саша Рылов, Тимофей Воробьёв, Саша Чистяков, Денис Бобков, Егор Емельянов и Захар Яковлев. Самый младший из них семилетний Георгий Архангельский был так трогателен в красной рубашоночке, картузике и с цветком за ухом, да и другие ребята старались не подвести своего преподавателя: и польки, и «цыганочку», и русский танец сыграли на «ура».
Порадовал зрителей своей виртуозной игрой и Ю. Горшков, а Мария Ланцова, которая учится в «Гнесинке», под его аккомпанемент спела русские народные песни.
А мы после концерта встретились с Владимиром Морозовым, чтобы обменяться впечатлениями, и, как нередко бывает, встреча эта вылилась в разговор по душам. Владимир Иванович оказался интереснейшим собеседником, настоящим фанатом шуйской гармошки.
- Я счастливый человек в том плане, что уже с детства знал - буду музыкантом, - начал свой рассказ В.И. Морозов. - Впервые гармошка попала ко мне в руки в 1953 году, когда мне исполнилось пять лет. Мой папа привёз её из Иванова вместе с велосипедом в качестве подарка. Мне особенно запомнился этот момент, потому что это был день смерти Сталина. Велосипед был большим счастьем для меня. А что такое гармонь, я не знал. Папа сам немного играл на гармошке, но от силы пару-тройку песен. Когда я болел, а это случалось часто, он садился с гармошкой ко мне на кровать и что-то наигрывал.
Но вот как-то и я взял гармошку в руки, и она мне понравилась. С тех пор так и пошло: прихожу из детского сада, беру гармошку и играю. Никто не заставлял, мне самому хотелось. И постепенно у меня начало что-то получаться. А тут появилась в доме радиола - такой приёмник с откидывающейся крышкой, где проигрывались грампластинки. Папа любил русскую музыку, народные песни, частушки, у него были пластинки с записями Лидии Руслановой, хора Пятницкого. Я тоже слушал, брал в руки гармошку и старался как-то подыграть. Иногда даже самому нравилось. Это уже потом я узнал, что у меня абсолютный музыкальный слух.

- Как долго Вы оставались самоучкой?
- Когда учился в школе № 18, учителем пения был Альберт Михайлович Исаев. Мы часто выезжали с концертами то в колхозы, то в другие школы, то в Дом пионеров. Папа к тому времени купил мне хорошую шуйскую гармонь. Вернее, купил - слишком просто сказано, достал с немалым трудом. На гармошки был большой спрос. Надо было заказать, дождаться своей очереди. У меня была такая красавица-гармонь! С ней я и выступал. А когда я подрос, Альберт Михайлович сказал: «Володя, а что ты всё на гармошке играешь? У неё же диезов, бемолей нет... Пора тебе переходить на баян».
А в то время и баян было сложно купить, и папа приобрёл для меня инструмент с рук у одного из шуйских баянистов. Баян жив до сих пор. Ему 60 лет, но он в хорошем состоянии.

- Насколько мне известно, Вы продолжили музыкальное образование уже в специализированных учебных заведениях...
- Я поступил в музыкальную школу по классу баяна, затем - в музыкальное училище. Играл тогда, единственный в области, на так называемом выборном баяне. Это баян новой конструкции, расширяющей диапазон инструмента, позволяющей играть классические вещи. Там звучат не только аккорд, но и отдельные нотки. С ним вышла отдельная история. Виталий Александрович Кочетов привёз этот баян работы известного мастера Пастухова с ВДНХ. Там на каждой планке было выгравировано имя мастера. Как Виталий Александрович умудрился его купить, история умалчивает. Так или иначе баян оказался в Шуе, и отец мой приобрёл его у Кочетова, понимая, что я всерьёз увлечён музыкой. Я с баяном ходил на занятия в музыкальную школу (сейчас в этом здании отдел культуры) с Первомайских улиц. Какие там автобусы! На плече носил инструмент. И это для меня не было обременительно.
На приёмных экзаменах в музыкальное училище произошёл казус. Пришёл на экзамен, сыграл достаточно серьёзные вещи, чем по-хорошему удивил приёмную комиссию, а сам до такой степени был в музыке, под впечатлением своей игры, что на меня словно столбняк напал. Экзамен продолжается, члены комиссии задают мне какие-то вопросы, хотят проверить мой слух, а я стою и слова не могу вымолвить.
Комиссия в недоумении. Вызвали отца. Члены комиссии сказали, что сыграл я великолепно, хоть на четвёртый курс училища бери, а остальные мои навыки и знания нет никакой возможности проверить... Отец показал моё свидетельство об окончании музыкальной школы, где стояли одни «пятёрки». А я уже успокоился, и спел всё, что надо. Вот так меня и приняли в музыкальное училище, а затем в консерваторию.

- Владимир Иванович, как же Вы снова вернулись к гармошке?
- Уже после окончания консерватории приходит ко мне главный инженер Шуйской гармонной фабрики Виктор Васильевич Агафонов, приносит новую гармонь и просит оценить её, дать экспертное заключение. Попробовал сыграть, мне это показалось интересным. А потом я понял, что в этой гармошке скрыты большие возможности, о которых никто даже не догадывается. При всей кажущейся простоте инструмент обладает огромным потенциалом. Гармони чаще всего использовали для исполнения плясовых, частушечных мелодий, а мне захотелось полнее раскрыть ее возможности. Оказывается, на гармошке можно играть и народные песни, и классику, и зарубежные мелодии, и оригинальные сочинения. Сам инструмент создаёт праздничную атмосферу радости, веселья, хотя может и грустные нотки выдать.
Помню, подошёл ко мне В.Е. Метельский. Мол, чего ты всё на гармошке играешь. Но высший-то класс для гармониста в том и заключается, чтобы так сыграть произведение, так построить его музыкальную ткань, незаметно обойдя все диезы и бемоли, при этом сохранив суть произведения.

- Научившись сам, научи других, передай им свои знания, увлечённость. Истина не нова, но ведь именно этим Вы и занимаетесь уже много лет!
- В 90-м году открыл в музыкальной школе класс гармошки, набрал учеников. Потом думаю: выучу я их, а куда они пойдут, где будут совершенствоваться дальше? Так пришло решение создать ансамбль «Шуйские гармоники» при городском Доме культуры. В том же году ансамбль был создан при содействии заведующей отделом культуры О.Ф. Калиберда. Нам изготовили на гармонной фабрике гармошки, сшили костюмы, и с тех пор мы каждое воскресенье собираемся и играем на протяжении уже 27 лет, участвуем во всех значимых городских мероприятиях, выступаем с концертами. В ансамбле сменилось уже пять или шесть поколений гармонистов. Кто-то поступил в институт, кто-то женился, уехал из города, но подрастают новые ученики! Вот и Артём Щербаков, Дмитрий Тейковцев пришли к нам пацанами, а какими гармонистами стали! Костяк же ансамбля - Николай Медведев, Андрей Муратов и другие - это настоящие виртуозы, в руках которых шуйские гармошки просто чудеса творят.

- То есть, интерес к гармони не угасает?
- К счастью, нет. Сейчас у меня 13 учеников. Семерых я показал на концерте. Моя задача в том и состоит, чтобы не прерывалась эта линия, ведь, кроме меня, гармонистов для ансамбля никто не подготовит и подпитываться нам будет нечем. Самое-то главное, что мои ученики не уходят в никуда, они и дальше идут по жизни в ансамбле, с шуйскими гармошками, продолжают совершенствовать свою игру. А моя миссия и состоит в том, чтобы ученики раскрыли для себя возможности этого инструмента, нашего богатства, которым нужно очень дорожить.
В связи с этим мне хотелось бы сказать, что туристов, приезжающих в наш город, всегда интересует история шуйской гармошки. Так почему бы не переиздать брошюру бывшего журналиста вашей газеты В. Белова «Шуйская певунья»? Думаю, она будет пользоваться большим спросом и лишний раз прославит Шую и замечательных гармонных дел мастеров.
Беседу вела Елена СУШИНА.

{crossposting}